Дресс-код в художественной гимнастики

История эстетических видов спорта, к которому принадлежит и художественная гимнастика всегда тесно связана с историей костюма. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Во все времена дресс-код подчинялся правилам соревнований, не стала исключением и художественная гимнастика. Так в 70-х годах запрещался вырез, купальники были с глухо закрытым верхом, часто с воротничком стоечкой, ограничивался вырез и внизу, цвет купальника должен быть одного тона. Никаких леггинсов, колготок. Нарушение дресс-кода влекло за собой большие скандалы и могло даже караться снижением оценки и дисквалификацией.

Сейчас так трогательно смотрятся шерстяные купальники с эмблемами спортивных обществ – это парадныий , соревновательный вариант. Часто один на все виды многоборья. А на тренировках одевались, в основном, в черные хлопчатобумажные купальники, быстро теряющие форму. В области талии к костюму часто крепилась (вшивалась) различная по ширине резинка, подчеркивающая талию.

Чемпионка мира — 16-летняя школьница Елена Карпухина. Зарубежные журналисты называли ее — «русское чудо с бантиками». Небольшое ажурное украшение купальника в виде воротничка, да бантик в волосах – все, что могли позволить чемпионки.

Потом пришли эластичные ткани: лавсановые, нейлоновые, капроновые ткани. Вот теперь костюм туже обтягивал фигуру. Но поначалу допускались одноцветные, со скромными вырезами купальники. Но ведущие спортсменки в «заговоре» с тренерами пытались найти новые решения для создания современного имиджа гимнасток: с блестящими хореографическими постановками соревновательных комбинаций, необычной внешностью, артистичностью, грацией и выразительностью исполнения. Наступала новая эра в художественной гимнастике – это вторая половина 80-х, начало 90-х годов. Русские гимнастки научились не только побеждать своих основных болгарских спортсменок, но становились законодателями мод и в костюмах.

Чемпионка Олимпийский игр 1992 г. Александра Тимошенко в купальнике в стиле модерн.

Но всё же существовал запрет на ткани с золотым или серебряным блеском и вообще каких-либо украшений из блесток. Поэтому хоть и можно было увидеть разнообразие костюмов на ковре (стали применяться аппликации, вставки, узоры) всё равно они не прибавляли зрелищности и эстетическоий завершенности в этом, так близко стоящим к искусству виду спорта. Под натиском новаторства тренеров, желанием представительниц этого прекрасного вида спорта завоевывать публику, техническая комиссия по художественной гимнастике расширяет рамки дозволенного. Купальники становятся произведениями искусства, все более яркими, красочными и эротичными.

Чемпионка мира по художественной гимнастикиЯна Батыршина. Серебряный призер в Атланте ( 1996 г.) Самая юная за всю историю Олимпиад. Ей не было ещё 16 лет.

С 1993 году с целью популяризации художественной гимнастики в мусульманских странах гимнасткам было разрешено выступать в комбинезонах. Модная новинка пришлась по душе многим спортсменкам из традиционных гимнастических стран. Во всяком случае, к Олимпиаде в Атланте выступление в комбинезоне стало обычным явлением.

В середине 90-х стало возможным использовать блестящие ткани, а также нашивать пайетки любых цветов (блёстки, представляющие собой плоские чешуйки из блестящего материала, обычно круглой или многогранной формы), что позволило разнообразить купальники и комбинезоны и сделать их более блестящими.

И вот новое тысячелетие. С 2000 года в художественной гимнастике было разрешено выступать в купальниках с юбочкой, как и в фигурном катании, использовать колготки из сетки, которые стали одеваться под купальник. Это время настоящего «бума» в дресс-коде в художественной гимнастике. Затем в моду входят купальники с прозрачными вставками,украшенные камнями, бисером. Гимнастки напоминают замечательных фей из сказок. Пайетки уступили пальму первенства стразам в любых количествах и любых цветов. Теперь костюмы гимнасток стали тяжелее (до 2 кг), но на что не пойдешь ради красоты! Можно и с отягощениями потренироваться, чтобы чувствовать в парадном – соревновательном костюме легко и уверенно, переливаясь на свету всеми цветами радуги.

Алина Кабаева — заслуженный мастер спорта России. Олимпийская чемпионка 2004 года в индивидуальном многоборье и бронзовый призёр Олимпийских игр 2000 года в индивидуальном многоборье. Двукратная абсолютная чемпионка мира (1999 и 2003). Пятикратная абсолютная чемпионка Европы (1998—2000, 2002, 2004). Шестикратная абсолютная чемпионка России (1999—2001, 2004, 2006— 2007). В настоящее время известный общественный деятель.

Евгения Канаева — Заслуженный мастер спорта России. Двукратная олимпийская чемпионка в многоборье (в групповых упражнениях), семнадцатикратная чемпионка мира, в том числе трёхкратная чемпионка в многоборье, многократная чемпионка Европы в отдельных видах многоборья.

Совершенно естественно, что в женском виде спорта, в художественной гимнастике костюм – это целое произведение искусства. Оно должно подчеркивать характер музыки, «работать» на выразительность и артистичность движений, максимально подчеркивать выигрышные стороны индивидуальности, включая фигуру.

Дарья Кондакова

И тут на арену вступили дизайнеры-модельеры. Обычно они работают вместе с гимнастками и тренерами, ищут имидж, способный подчеркнуть лучшие стороны спортсменки, обсуждают музыкальное сопровождение и тот образ, что создается гимнастками, тренерами, хореографами, цвет и рисунок предмета. Здесь «работают» и общие принципы «высокой » моды, на которые опирается каждый стилист. Так, например, яркие крупные рисунки могут выглядеть очень эффектно, но, с другой стороны, полнят фигуру.

Вставка, имитирующая поперечный пояс может укоротить фигуру в целом.

Диана Аверина — Заслуженный мастер спорта. серебряный призёр Олимпийских игр в Токио (2020), 18-кратная чемпионка мира (2017, 2018, 2019, 2021), в том числе четырехкратная абсолютная чемпионка мира (2017, 2018, 2019, 2021), трёхкратная чемпионка Европейских игр (2019), в том числе абсолютная, 10-кратная чемпионка Европы (2017, 2019, 2021), двукратная абсолютная чемпионка России (2017, 2018).

Арина Аверина — заслуженный мастер спорта, пятикратная чемпионка мира (2017, 2018, 2019, 2021), девятикратная чемпионка Европы (2017, 2018, 2019, 2021), в том числе двукратная абсолютная чемпионка Европы (2018, 2021), трёхкратная абсолютная чемпионка России (2019, 2020, 2021).

Лала Крамаренко член сборной команды России по художественной гимнастике, трёхкратная чемпионка мира среди юниоров, чемпионка Европы в командном зачёте 2021. Заслуженный мастер спорта России.

При короткой шеи рекомендуется открытый ворот, или вставку из прозрачной ткани. Ноги удлиняют разрезы сбоку.

Белый костюм можно использовать только при очень стройной фигуре.

Красный цвет подчеркивает экспрессию в исполнительском мастерстве.

Желтый цвет – цвет солнышка, приносящего радость, счастье.

Обратите внимание на фото. Только глядя на костюм, мы уже слышим музыку П.И. Чайковского и перед нами образ Белого лебедя.

Все знаки, и не только одежды, должны работать на общее впечатление, но и, в частности, макияж, но об этом особый разговор.

Индивидуальный пошив быстро входит в моду и в детском спорте. Хотя часто для юных гимнасток пошивом занимаются мамы или бабушки.

Секретами процесса пошива делится модельер-конструктор и дизайнер по костюму Татьяна Ковалькова: «Фасон купальника зависит от пожеланий клиента и их тренера. Если есть какая-то постановка и выбрана музыка, то, конечно, это тоже влияет на костюм. Но зачастую костюм заказывают не под музыку, а просто так, или под два-три вида программ. В таком случае купальник выбирается по принципу «нравится — не нравится», конечно, цвет и фасон учитывается. Бывает, присылают и музыку и видео упражнения, и плюс свои пожелания. Конечно, такой подход влияет на результат. Например, если мне дать послушать музыку я могу нарисовать один вариант, а если к музыке приложить фото гимнастки и видео упражнения, то может получиться совершенно другой вариант эскиза. Поэтому и цвет, и фасон зависят от пожеланий клиента, их тренера, музыки, внешности гимнастки, ее цвета волос, цвета глаз, особенностей фигуры, а также идеи постановки упражнения». Для купальника используют стрейчевые ткани, которые хорошо тянутся в любую сторону. Это могут быть сетки, гипюр, бархат, однотонные бифлексы (бифлекс – специальная эластичная ткань – прим.авт.) или бифлексы с принтами, ткани с различными блестящими напылениями. Выбор их огромный».

Сейчас как никогда прежде дресс-код в спорте стал частью и, надо отметить, весомой для достижения успеха на самых высотах большого спорта, где каждая минимальная деталь дает преимущество сопернику.

Для многих технических видов спорта применение новейших технологий в разработке тканей, кроя костюма – прямой успех к победе. Многие специалисты из различных областей, включая физиков, химиков, трудятся над решением задачи создания костюмов, способствующих улучшению результатов. Привлекаются самые инновационные открытия в науке, вплоть до нанотехнологий. С применением нанотехнологий возможно создание «умной одежды» для опасных, экстремальных условий. 

Своеобразным «признанием» уникальных свойств нанотканей стало решение международной любительская федерации плавания FINA о запрете для использования профессиональными пловцами костюмов с нанопокрытием из полиуретана на том основании, что они дают пловцам необоснованное преимущество. Включенные в ткань костюма наночастицы улучшают его водоотталкивающие свойства, так что ткань впитывает не более 2% воды от веса костюма. Кроме того, ткань удерживает в себе мельчайшие пузырьки воздуха. Все это увеличивает плавучесть и уменьшает трение о воду, позволяя пловцу ставить новые рекорды. 

Что нового введут наноткани в дресс-код эстетических видов спорта, в частности в художественную гимнастику? Может быть, костюмы позволят легче выполнять перекаты и балансировки с мячом, и исключат «прилипание» ленты к костюму? Трудно предсказать будущее, но так или иначе идеальный костюм должен, во-первых, украшать гимнастку (или команду в групповых упражнениях), во-вторых, быть комфортным, не стеснять движения и, в- третьих, позиционировать спортсменку или команду в соответствии с художественным образом, музыкой, предметом. Важно сформулировать цель, которую хочешь достичь, осознать, какое впечатление хочешь произвести и на кого.

Соколова М.А.

Лисицкая Т.С.

admin