История фитнеса. Часть 5

Лисицкая

Телесно-ориентировочные системы и их влияние на развитие фитнеса

Исключительную роль в развитии современного фитнеса сыграла телесно-ориентировочная психотерапия, которая связана  с такими именами, как Рудольф фон Лабан, Вильгельм Райх, Александр Лоуэн, Матиес Александер, Ида Рольф и Моше Фельденкрайз.

Остановимся подробнее на описании основных систем и их авторов.

Рудольфом фон Лабан (1879-1958)  – один из виднейших теоретиков теории движения и  современного танца.

Опыт Лабана привел его к разграничению движения, управляемого внешними силами, и движения, происходящего изнутри. Его поиск смысла, единства, структуры, назначения привел его к чувству того, что между двумя видами движения существуют связи, и что большее понимание этих связей может улучшить качество жизни. Человек нуждается в понимании своей сущности и ее связей с Природой. Тогда, работая с Природой, он сможет обрести большее понимание собственной природы. Лабан установил, что движение одновременно влияет и подвержено влиянию внутренних состояний. Движение возникает из внутреннего импульса, и, в свою очередь, движение влияет на внутренние импульсы и общее состояние человека. То, как мы движемся, отражает наши состояния и чувства, и одновременно влияет на них. Если стоять вертикально с руками открытыми в стороны, это даст совершенно другие ощущения, чем если мы сгорбимся и будем суетиться. Когда мы чувствуем уверенность, мы движемся иначе, чем, когда находимся в депрессии и печали. Возможно изменить настроение, двигаясь соответствующим образом и, напротив, настроение изменит двигательный паттерн.

Тело — это не только инструмент выражения, но также инструмент восприятия: потоки информации двунаправлены. Движение изменяет тело, разум и дух; разум и дух влияют на тело и его движение. Именно на основе его теоретических принципов были разработаны ряд разнообразных практические системы. Это системы Дж. Пилатеса, Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза и др.  Их можно отнести к направлению, в котором совершенствуется не только тело, развиваются физические качества, но и умственные и интеллектуальные возможности. В настоящее время эти программы  для тела и души  называют — Body Mind Fitness или ментальным фитнесом.


В начале прошлого века была разработана популярная система оздоровления, в основе которой лежат главным образом упражнения телесно-ориентировочной терапии, кондиционной гимнастики и йоги. Это система «Пилатес», которая пользуется огромной популярностью в настоящее время.

Метод тренировки «Пилатес»  был разработан около ста лет назад Джозефом Х. Пилатесом (1883 – 1967) и позднее назван его именем. Многие годы метод Пилатеса оставался практически неизвестным за пределами круга профессиональных танцовщиков. Сегодня этот метод применяют в спортивных залах клиник, в лечебной физкультуре, в фитнес-центрах, в школах танцевального искусства.

Пилатес родился  недалеко от г. Дюссельдорфа в Германии. Он был очень болезненным ребенком, страдал рахитом, астмой, ревматизмом. В юности он изучал как восточные, так и западные системы физической культуры: от йоги до систем в Древней Греции и Риме, занимался гимнастикой, плаванием, лыжами и стал разрабатывать собственную программу физического совершенствования. Он назвал этот метод «Искусство контроля» (“The Art of Contrology”). Уже к 14 годам он добился такого физического совершенства, что его можно было бы снимать в качестве модели для учебников по анатомии, добился хороших успехов в гимнастике, прыжках воду и даже выступал в цирке. В 1912 г. он  сменил немецкое гражданство на английское и стал профессиональным боксером и одновременно детективом Скотланд Ярда. Когда через два года началась Первая  Мировая война английские власти интернировали его из-за немецкой национальности. В лагере в Ланкастере он обучал заключенных борьбе и самообороне. На острове Мэн Пилатес решил  всерьез заняться вопросами физической культуры и спорта в целях оздоровления. Работая в госпитали, он разработал для раненых, имеющих повреждения опорно-двигательного аппарата, систему тренажеров в виде пружин, которые крепились к кроватям. Он назвал их “Универсальным исправителем”. Эти устройства стали в последствие основой для специалистов, которые разработали и довели до уровня рыночного потребления программу “Пилатес” на тренажерах — “Аллегро-Пилатес”, “Реформер”, “Трапеция” и др.

После войны он вернулся в Германию и работал с прогрессивными деятелями в области  культуры движений.

В это же время он работал тренером по физической подготовке в полиции Гамбурга. Но когда правительство Германии заметило Пилатеса и пригласило его проводить занятия в армии, он покинул страну.

Первая официальная школа  была открыта Пилатесом вместе с женой — медсестрой Кларой в Нью-Йорке после его эмиграции в Соединенные штаты в 1923 г., а затем в Джэкобс Пилоу в штате Массачусетс. Большим успехом система его пользовалась у танцоров и балетмейстеров, в частности ею занимались  Марта Грэм, Джордж Баланчин, Рульф Сен-Дени, Тед Шон, Эльвин Эйли, Ханья Хольм, Джером Роббинс и их ученики. Этот метод часто называют “методом звезд”, его применяют такие знаменитости как Гарри Купер, Кэтрин Хеиберн, Гленн Клув, Джессика Ланж, Синди Крауфорд, Клаудия Шифер, Джулия Робертс и др. Занятия позволяют танцорам и актерам избежать травм, служат прекрасным методом реабилитации. Лишь в 1970-х годах Алан Хердман познакомил с этим методом англичан, после изучения его в Нью-Йорке у двух учеников и последователях  Пилатеса: Боба Фиджеральда и Каролы Тир. Студия Хердмана в Лондоне  стала одним из самых известных мировых центров по изучению системы Пилатеса. До самой своей смерти Пилатес был в прекрасной спортивной форме, выглядел на много моложе своих лет. Он погиб, когда в студии случился пожар, пришлось больше часа провисеть на стропилах, и он наглотался слишком много дыма.

В 1945 г. вышла книга Пилатеса “Возвращение к жизни”. Основой идеей метода изложенного в книге, является здоровый образ жизни, который достигается через равновесие физических, умственных и духовных качеств. Философия Пилатеса базируется на чисто эзотерической точке зрения, фокусируя внимание именно на тренировки тела, души и разума к достижению общего здоровья.

По мнению автора упражнения должны доставлять удовольствие и быть доступными. Важным моментом является также экономия времени. Одна из целевых установок метода Пилатеса — не отнимать слишком много времени у современного делового человека на тренировки в залах  фитнес-клубов. Хотя Пилатес родился в другом времени, но он понимал, что физические и умственные занятость требует экономичной системы — минимальных затрат времени с  максимальной пользой для гармонического развития человека. Пилатес учит, что тело является самым прекрасным инструментом для достижения гармонии. Старые тренировки направлены на развитие различных мышц, частей тела, Пилатес же рассматривает тела интегрировано.

Занятия по системе Пилатеса тонизируют мышцы, развивают равновесие, улучшают телосложение. Метод Пилатеса, имеющий более 90 лет исторического успешного опыта, дал новый толчок развитию бизнес-фитнеса именно в то время, когда  индустрия бизнес-фитнеса зашла в тупик по созданию новых направлений. Благодаря активной разработке и некоторой модернизации метода Пилатеса, неудовлетворенности традиционными программами последние 10 лет наблюдается новый подъем интереса к методикам оздоровительной тренировки в неразрывной цепи тела, души и ума.

Система Пилатеса учит сознательному контролю за  выполнением движений, обучению самоконтролю, освоению умения ощущать свое тело, мышцы, расслабляться. Упражнения направлены на снятие излишнего напряжения, воспитания изящества в движениях, легкости, гармоничности движений.  На этой же теоретической основе построены и многие другие методы физического совершенствования, которые разрабатывались и внедрялись в начале прошлого века и были хорошо знакомы Пилатесу. В частности система Александера (1997) и М. Фельденкрайза (2000) (см. ниже).

Особенностью метода Пилатеса является  использование образного мышления, предлагая свои образы визуализации. Гипносуггестивная терапия используется многими врачами при различных психических и других заболеваний (Никитин В.Н., 2000), в частности кожных (Шойфет М., 2002). При этом надо понимать, что дело ене столько в метафоре, сколько в психологической установке на настойчивость в достижении цели и вере в положительное воздействие методики. Самое главное  — верить. Власть представлений – огромная сила.  Недавние исследования в травматологии открыли интересную особенность. Экспериментаторы, показали, что  умственные разминки (испытуемые воображали сгибание рук и работу бицепсов) 5 раз в неделю в течение 12 дней, привели к  увеличению мускульной силы на 13,5%. Эффект наблюдался в течение 3 месяцев после прекращения зарядок. Авторы исследований предполагают, что такие «умственные разминки» могут помочь пожилым людям или пациентам, которые не могут делать реальную гимнастику, в поддержании сил или более быстром выздоровлении. Этот способ идеально подходит для людей, чья профессия связана с точной работой руками, например, танцоры, музыканты. Чтобы быстро восстановиться после травмы конечностей, необходимо представить себе их работу. Это вызывает процесс регенерации поврежденных нервных окончание, способствует лучшему прохождению нервного импульса, улучшает кровообращение поврежденного органа, а значит ускоряет процесс оздоровления (Аганьшин С.Б., 2002). Поэтому, если вы хотите чем-то заменить ваши разминки, просто думайте об этом, а если вы будете думать и делать — это принесет двойную пользу.

Метод Пилатеса особенно хорош для улучшения одновременно физической формы и психического состояния.

В основе данного интегративного метода, при котором работают все мышцы без исключения, а движения выполняются с плавным переходом от одного к другому, лежат гимнастические общеразвивающие упражнения (кондиционная гимнастика). Базовая программа включает около 500 различных упражнений.

Естественно система Пилатеса претерпела существенные изменения за многие годы и была модернизирована, но основные принципы, разработанные им, сохраняются.  В настоящее время насчитывается около 1500 «Пилатес-студий» в США, 500  —  в Англии.

Подробно о системе проведения занятий см. в книге —  О. Буркова, Т. Лисицкая. Пилатес – фитнес высших технологий. М.: «Радуга», 2006.

Ф. Матиас Александер (1869-1955).

М. Александр в молодые годы был шекспировским актером. Его «специальностью» были камерные постановки трагедий и комедий, в которых он в одиночку разыгрывал все роли. Многообещающая карьера Александера прервалась из-за того, что во время спектакля у него зачастую пропадал голос.

Когда ему окончательно стало ясно, что ни врачи, ни педагоги ничем не могут ему помочь, Александер со всей очевидностью понял, что ему нужно найти способ превозмочь свою беду собственными силами. Он резонно рассудил, что проблема, должно быть, коренится в каких-то его ошибочных действиях: он явно делал что-то не так. И тогда Александеру стало понятно, что ему необходимо отыскать какой-то способ, с помощью которого он бы смог получить объективную информацию о самом себе. Он начал наблюдать за собой в специально устроенных зеркалах. После многих месяцев детального и тщательного наблюдения он подметил у себя целую серию стереотипных напряжений и зажимов, которые всякий раз проявлялись в тот момент, когда он хотел прочитать что-нибудь вслух. И тогда он понял, что ему необходимо «отучиться» от этой дурной привычки, перевоспитав свой ум и тело как единую и целостную систему, и что сокровенная цель этой работы должна заключаться в том, чтобы измениться раз и навсегда. Он обнаружил, что ключ к решению этой задачи состоит в следующем: прежде чем сделать какое-нибудь движение, нужно привести в действие внутренний контроль и сознательно воспрепятствовать привычному сокращению мышц, а затем сосредоточиться на выполнении определенных «инструкций», которые он разработал с той целью, чтобы помочь себе распрямиться во весь рост и расправить грудную клетку.

Настойчиво практикуя новоизобретенный метод, Александер не только восстановил полный контроль над своим голосом, но и сумел избавиться от многочисленных проблем со здоровьем, которые донимали его своей неистребимостью. Затем, благодаря своему превосходному голосу, безупречно поставленному дыханию, внушительной осанке и умению держаться на сцене, он стал весьма известным актером. Деятельность Александера оказала глубокое влияние на многих выдающихся людей, в числе которых были писатели Олдос Хаксли, Джордж Бернард Шоу, философ и психолог Джон Дьюи. Среди его адептов выделяются прославленные ученые — лауреаты Нобелевской премии, в том числе сэр Чарльз Шеррингтон и Николаас Тинберген.

Работа над собой по методу Александера начинается с пристального самонаблюдения, записей в дневнике любых проявлений неадекватных усилий, которые вы замечаете за собой в своей повседневной деятельности. Пристально следите за проявлениями несоразмерных усилий в таких видах деятельности, как сидение, наклоны, вставание со стула, ходьба, вождение автомобиля, еда и разговоры.

Метод Александера построен на единстве физического, эмоционального и ментального состояния человека. Его метод позволяет устранить излишнюю мышечную напряженность, успешно бороться со стрессов, восстановить здоровье. Используя на практике принципы метода Александера можно научиться двигаться так, чтобы сохранять координацию и равновесие, избавиться от хронического напряжения в теле. (Р. Бреннан, 1997). Данная методика не только улучшает осанку и координацию, но также уравновешивает эмоции и успокаивает разум. Основное в методе Александера – это единство физического, эмоционального и ментального состояния человека через повышения степени осознания как тела, так и мышления.

Он основал два фундаментальных принципа, это:

  • «торможение»;
  • «директива».

На собственном опыте Александер убедился, что если перестать делать «неправильные» вещи, то «правильные»  придут сами собой. Но сначала необходимо научиться «тормозить» свою привычную реакцию. Для большинства из нас привычка не думать перед действием укоренилась очень глубоко, и в результате от нее нелегко избавиться. Важно научиться приостанавливать свои автоматические действия. Спонтанность при этом ни в коей мере не приносится в жертву «торможению»: непринужденная и грациозная в своих движениях и одновременно прекрасно контролируемая себя кошка является ярким примером того, к чему следует стремиться на этом пути.

Под «директивой» автор понимал возможность направлять команду из мозга к механизмам, управляющим телом, и обеспечить энергией работу этих механизмов. Например, несколько «директив», которые можно использовать в быту:

В позиции сидя:

  • думайте о том, что ваши плечи раздвигаются (при сутулых плечах);
  • думайте об опускании плеч (при вздернутых плечах);
  • думайте об опускании локтей (при напряжении в руках и плечах);
  • думайте о расширении спины (для сутулых);
  • думайте об опускании грудной клетки (при проблемах дыхания) и др.

Основное преимущество этого метода — улучшение осанки. Также доказано, что этот метод помогает справиться с неправильными привычками в питании, а также укрепляет здоровье в целом, избавляя от таких болезней опорно-двигат ельного аппарата, как артрит и боли в спине.

Метод Фельденкрайза

Мойше Фельденкрайз (1904 – 1984)

http://www.feldenkrais.com/method/a_biography_of_moshe_feldenkrais/.

Мойше (Моше) Пинхас Фельденкрайз родился 6 мая 1904 года в городе Славута (в настоящее время — Украина). Когда он был ребёнком, его семья переехала сначала в расположенный неподалёку город Корец, а в 1912 году — в Барановичи, ныне Беларусь. В 1918 году Фельденкрайз отправился в самостоятельное путешествие в Палестину. В 1930 году Фельденкрайз уехал в Париж и поступил в технический колледж — Ecole des Travaux Publics des Paris. Через три года, окончив его по специальностям машиностроение и электротехника, он начал работать научным сотрудником у Фредерика Жолио-Кюри в Институте радия, одновременно учась в Сорбонне для получения докторской степени. Параллельно со своей научной деятельностью, в 1933 году, после встречи с Дзигоро Кано — основоположником дзюдо, Фельденкрайз начал изучать дзюдо и снова занялся преподаванием джиу-джитсу. В 1936 году он получил чёрный пояс дзюдо, а в 1938 — второй дан. В 1940 году, когда немцы вошли в Париж, Фельденкрайз бежал в Англию. В 1940–1945 годах, в Шотландии, в качестве научного сотрудника в британском Адмиралтействе, он руководил исследованиями в области борьбы с подводными лодками. В это же время он вёл группы дзюдо и самообороны.

В 1946 году Фельденкрайз оставил службу в Адмиралтействе, переехал в Лондон и начал работать исследователем и консультантом в частном секторе промышленности. Он вёл группы дзюдо в лондонском клубе «Будоквай», заседал в международном комитете по дзюдо и занимался научным анализом принципов дзюдо. Фельденкрайз вернулся в Израиль, чтобы возглавить израильский военный департамент электроники в 1951–1953 годах. Около 1954 года он переехал на постоянное жительство в Тель-Авив и первое время зарабатывал на жизнь исключительно преподаванием своего метода. Около 1955 года он открыл свои курсы «Осознавание через движение» (Awareness through Movement®) в студии на улице Александра Янная. В начале 1957 года Фельденкрайз начал давать уроки «функциональной интеграции» (Functional Integration) израильскому премьер-министру Давиду Бен-Гуриону. В конце 50-х Фельденкрайз представил свои работы в Европе и Соединённых Штатах. В середине 60-х он опубликовал «Разум и тело» (Mind and Body), «Телесное выражение» (Bodily Expression), в 1967 году — «Совершенствование способности делать» (Improving the Ability to Perform), которая в англоязычном издании 1972 года была озаглавлена «Осознавание через движение» (Awareness through Movement).

Метод Фельденкрайза относится к системам развития личности, ориентированные на работу с телом – телесной терапии.  Классическая телесная терапия направлена на расширение самопознания и развитие возможностей человека, на восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа «Я». Образ себя включает четыре компонента, вовлеченных в каждый поведенческий акт:

  • движение,
  • ощущение,
  • чувствование,
  • мышление.

Например, чтобы двигаться, человек должен сознательно или бессознательно включать чувствование и мышление.

Сознательно изменяя характер и форму движения, мы меняем характер и форму чувствования и мышления.

Телесно-ориентированную практику по терапевтическим целям и приемам терапии разделяют на две части (Никитин, 2000, с. 174):

  • психофизическую;
  • этико-культурологическую.

Первая предполагает непосредственную работу с телом через дыхание, активную и «пассивную» манипуляцию мышцами и суставами, движение и голосоведение. Вторая позиция – это целостное включение личности в эмоциональное креативное действие, предполагающее ломку поведенческих и культуральных стереотипов.

Все системы телесно-ориентированной терапии стремятся научить человека быть более расслабленным, более «естественным» как во время отдыха, так и в действии. Все они стремятся устранить ненужные напряжения, которые мы несем в себе и с собой,  учат позволять телу быть эффективным, вместо того чтобы осваивать бесполезные навыки и наращивать мышцы.  Очень важно отучиться от дурных привычек, которые возникают в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела (Фейдимен, Фрейгер из книги «Личность и развитие», цит. по Фельденкрайз, 2001, с.5).

Классическая телесно-ориентированная терапия опирается на основные положения западной психоаналитической школы, с одной стороны, и на восточные практики – с другой (йога, ушу, тайцзицюань).

Нервная система и опорно-двигательный аппарат тесно связаны друг с другом. Активизация нервной системы приводит к изменению состояния мышц. В то же время от мышц постоянно поступает информация о положении тела в пространстве, о мышечном напряжении, пространственном положении отдельных частей тела в пространстве и т. п. Мышечное «зажимы» свидетельствуют о состоянии нервной системы, ряда психических заболеваний. В то же время различные чувства и мысли находят свое выражение в позе тела, в движении, жестикуляции, мимики.

Жизнь современного человека проходит в условиях постоянных нервных перегрузок, в особенности в цивилизованных странах, в больщих городах, что отражается на здоровье человека, и, в первую очередь, на психическом здоровье. В связи с этим возрастает роль различных психофизических методов телесной терапии. Эти методы все шире применяются не только с больными людьми, но и людьми, находящимися  в состоянии «третьего здоровья» (еще не болен, но уже не здоров).

В последние годы метод Фельденкрайза стал применяться в фитнесе, в концепции «Body and Mind» в виде самостоятельных занятий или в комплексных формах. На семинарах и воркшопах инструкторы знакомятся с общими принципами метода и системой упражнений (основными паттернами).

Подготовка по методу Фельденкрайза проводится в Европе с конца 60-х гг. Во всем мире существует около 30 учебных заведений, в которых преподается его методика.

Татьяна Лисицкая

Перейдти к Оглавлению

admin