Йога в России

Вопрос сохранения и поддержания здоровья человека, обретает в настоящее время всё большую значимость. С каждым годом его актуальность в России растет, вместе с тем, как с катастрофической скоростью уменьшается продолжительность жизни человека, снижается уровень рождаемости и повышается уровень заболеваемости и смертности населения. По данным статистики смертность в России выше, чем в странах с аналогичными доходами на душу населения, а общая продолжительность жизни немного не дотягивает до 66 и отстает от среднего европейского уровня на 14 лет. С 1992 года страна начала стремительно терять население и к 2006 году потери составили 12 млн. человек.

Вопрос сбережения здоровья, как нации в целом, так и человеческого существа в частности начинает волновать не только государственные структуры, но и самого человека. 

Все большее количество людей задумываются о своем будущем и будущем своих детей и обращаются к различным здоровьесберегающим технологиям. В большинстве случаев люди начинают уделять внимание спортивным занятиям, как способу повышения иммунитета, жизненного тонуса и сохранения хорошей физической формы. В настоящее время широкое распространение получили такие спортивно-оздоровительные системы, как: аэробика, фитнес, боевые искусства, пилатес, шейпинг и т.д. Также, активно растет интерес к методам оздоровления, которые обладают комплексным подходом и способствуют не только физическому но и психологическому оздоровлению. Наиболее популярным и эффективным методом является йога. Технологическое развитие цивилизации и совершенствование медицины не привели человечество к жизни без болезней, напротив здоровье людей с каждым годом в целом ухудшается. В свою очередь — методики йоги зарекомендовали себя на протяжении уже нескольких тысячелетий, доказав свою доступность и высочайшую эффективность. 

Сегодня практически все спортивно-оздоровительные центры и фитнес клубы проводят занятия по различным направлениям йоги. Некоторые медицинские учреждения  внедряют использование элементов йоги для профилактики и лечения различных заболеваний. Ученые начинают изучать психоэмоциональное и энергетическое воздействие йоги на человека. Издается большое количество литературы, учебных пособий. Следует заметить, что деление йоги на виды в какой-то мере условно, поскольку все эти направления фактически не существуют одно без другого и скорее являются составными частями друг друга. Просто существуют различные школы, направления или линии преемственности, где по разному расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в другой другому. И соответственно это определяет название школы. материалов для занятий. Организуются школы всевозможных направлений. 

Наибольшую популярность на территории России получило направление хатха йоги. Хатха йога – это духовная практика, которая через работу с телом и дыханием позволяет вывести сознание человека на новый, более высокий уровень. Известно, сто психика и физическое тело взаимосвязаны. Если человек освобождается от мышечных закрепощений, оздоравливает свой организм физическими и дыхательными упражнениями йоги, очистительными процедурами и правильному питанию, это в свою очередь гармонизирует его сознание, делая его более ясным, уравновешенным, способным к точной концентрации. Человек начинает более адекватно взаимодействовать с социумом и окружающим миром, становится  более спокойным и уравновешенным, а также обретает позитивный взгляд на мир. Конечная цель традиционной практики йоги – духовная самореализация, просветление. Однако даже если человек не ставит перед собой духовных целей, он вполне успешно может заниматься хатха йогой просто для обретения физического и ментального здоровья и жизненной энергии. В России в настоящее время наиболее распространены следующие школы:

  1. Йога школы Свами Шивананды (Ришикеш, Индия) практика асан в статическом режиме, а также пранаям, очистительных процедур (крий), медитация и мантры, философия Веданты.
  2. Йога школы Свами Сатьянанды Сарасвати (Бихарская школа йоги, Мунгер, Индия) — практика асан, праням, крий, йогатерапия, медитация и мантры, философия Веданты.
  3. Аштанга Виньяса Йога — традиция Шри Т. Кришнамачарьи — Паттабхи Джойса (Майсор, Южная Индия). Практика определенных последовательностей асан, перемежаемых виньясами (динамическая «связка» между асанами), пранямой и бандхами.
  4. Йога школы Б.К.С. Айенгара (Пуна, Индия) — статическая практика асан, большое внимание уделяется «отстройке» каждой позы, йогатерапия.
  5. Tri Yoga — Трай йога Кали Рэй (США) — Практика определенной последовательности асан «в потоке» (асаны связаны динамическими «переходами»), пранаямы, медитация.

Известны также отечественные авторские стили, возникшие на базе аштанга виньяса йоги или других направлений, с теми или иными вариациями:

— Школа Андрея Сидерского «Йога 23» (Киев)

— Школа Андрея Лаппа «Универсальная йога — свободный стиль» (Киев)

Черниговская школа йоги (Сергей Сидорцов, Александр Таишев) 

Существуют и многие другие авторитетные направления хатха йоги, но пока они либо встречаются довольно редко, либо вообще не встречаются в России.

Рассмотрим более подробно наиболее распространенные направления хатха йоги. 

Школа Свами Шивананды (1887-1963).

pastedGraphic.png

Свами Шивананда —  йогин, врач и духовный учитель религиозно-философской школы Адвайта Веданта, является основателем еще одного пустившего корни на Западе направления хатха йоги, часто его называют “шивананда йога”. В молодости Свами работал врачом в Малазии, помимо лечения пропагандируя йогу и аюрведу, а также организовал много благотворительных клиник для бедных слоев населения. Затем он много странствовал, вёл суровую жизнь аскета, получил посвящение в мистический орден Сарасвати, путешествал по Южной Индии и Гималаям. В 1940-х годах он организовал в Ришикеше “Лесную академию Йоги и Веданты”. 

Практика асан в этой школе статическая, в качестве разминки используется динамический комплекс “Сурья Намаскар” (приветствие солнцу), однако такой тщательной “остройки” асан, как в айенгар-йоге, нет. Обычно в школах направления Свами Шивананды, как в США, так и в Индии, изучается “Пурна Йога” (полная йога), т.е. комплекс из хатха (асаны и пранаямы), бхакти (поклонение Богу), карма (бескорыстный труд), и джняна (изучение священных текстов) йоги. 

Йога школы Свами Сатьянанды Сарасвати (1923 — 2009).pastedGraphic_1.png

Свами Сатьянанда Сарасвати  был учеником Свами Шивананды. После 12-летнего обучения у Свами Шивананды он отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках йоги и тантры у разных Мастеров. В 1963 году он основал Бихарскую школу йоги в Мунгере, где был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. В Бихарской школе проводилось много исследований эффекта древних практик йоги и тантры средствами западной науки. Также там началось обучение западных учеников. Свами Сатьянанда Сарасвати автор многих книг по хатха и кундалини йоге, тантре и медитации, некоторые из которых переведены на русский язык. Известен своими исследованиями и успешным применением тантрической практики “йога – нидры” (йоги психического сна). Хатха йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на йогатерапию, и включает в себя простые асаны (выполняемые в статике), очистительные процедуры, пранаямы. Стиль практики асан в основном не отличается от школы Шивананды, и больший интерес вызывают работы по медитативным, тантрическим системам, кундалини йоге и т.п, которые, однако, без непосредственно руководства авторитетного учителя, могут служить большей частью как ознакомительная литература, а не пособие для самостоятельной практики. 

Шри Кришна Паттабхи Джойс (1915-2009).

pastedGraphic_2.png

Традицию великого целителя и йогина Шри Т. Кришнамачарьи (1888-1989гг.) продолжил Шри Кришна Паттабхи Джойс (1915-2009). Он обучал Аштанга виньяса йоге так, как делал это его гуру. Он был учителем Стинга и Мадонны. В настоящее время традиция аштанга-йоги поддерживается сыном Паттабхи Джойса – Р. Шратом Джойсом, проживающих и преподающим йогу в Индии. Аштанга виньяса йога – это мощный динамический стиль, в котором выполнение асан неразрывно связано с движением и дыханием, а также концентрацией сознания на определенных точках. Йогические позы, асаны, перемежаются динамическими связками – виньясами, отсюда и название. Виньяса – это движение, синхронизированное с дыханием. Каждую асану удерживают, как правило, от 5 до 25 дыханий. Виньясы помогают распределить в организме энергию, сгенерированную во время выполнения определённой асаны, и обеспечивают поток – непрерывное и плавное перемещение тела из одной асаны в другую. Многие отмечают, что эта интенсивная практика как нельзя лучше подходит современным людям, живущим в быстротечном урбанизированном мире. 

Практика аштанга виньясы приносит очень эффективные результаты на всех уровнях, однако для успешного освоения традиционных комплексов необходимо изначально иметь неплохую физическую форму. Поэтому в тех центрах, которые ориентируются на классическую Аштанга виньяса йогу, в начальных группах, как правило, проводятся занятия в приближенном к традиционному, но более простом режиме. 

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (1918 — 2014). 

pastedGraphic_3.png

Другим направлением хахта йоги, которое так же популярно на Западе, является статическая йога Беллур Кришнамачар Сундарараджа (Б. К. С.) Айенгара. Он также был учеником Кришнамачарьи, который направил его в Пуну для развития йоги в этом городе. В последствии в Пуне Айенгар одним из первых столкнулся с необходимостью обучать европейцев и американцев, которые в начале 60-х годов начали проявлять стабильный интерес к йоге. Шри Б.К.С. Айенгар является автором классических книг по хатха йоге – “Прояснение Йоги” (первое издание 1964 год, в книге описания и фотографии около 600 асан) и “Прояснение Пранаямы” (обе книги выходили на русском в начале 1990-х годов) Несмотря на то, что сам он достиг замечательных результатов в практике асан благодаря мощному, динамическому стилю Аштанга виньясы для негибких западных учеников он разработал свою, статическую систему, в которой большое внимание уделил травмобезопасности и, чтобы упростить освоение сложных поз, включил использование подручных средств: ремней, «кирпичей», «одеял», «валиков». 

Кроме того, в системе Б. К. С. Айенгара используются более простые асаны, которые дольше удерживаются, и даже самый неподготовленный человек может заниматься йогой Айенгара не боясь получить серьезную травму. Большое внимание уделяется тщательной “отстройке” асаны, буквально “выставляется” чуть ли не каждый палец ноги и т.п. Несмотря на преклонный возраст, Айенгар до сих пор преподает в своей школе йоги в Пуне, вместе с дочерью Гитой Айенгар. 

Йоги Бхаджан (1929 -2004)

pastedGraphic_4.png

Йоги Бхаджан известен как мастер Кундалини-Йога – йога   энергетических каналов. Согласно индуистским представлениям, кундалини — изначальная духовная энергия творения, создавшая космос. Она присутствует в теле человека в непробужденной, дремлющей форме в основании позвоночника (в муладхара-чакре). Йог должен пробудить кундалини и поднять ее вверх по центральному энергетическому каналу вдоль позвоночника в седьмую чакру. Система кундалини-йоги была разработана и распространена среди сикхов — воинов средневековой Индии из штата Пенджаб. В 1970-х годах гуру Сири Сингх Сахиб (Йоги Бхаджан) стал первым учителем, познакомившим с кундалини Северную Америку и Европу. Кундалини – это  асаны + крии (асаны в движении) и концентрация, визуализация на чакрах, Сушумне. Медитации. Пранаяма (работа с дыханием). Мантры (голосовые вибрации). В основе кундалини-йоги лежат крийи — специальные комплексы динамических упражнений, сочетающихся с дыханием и медитацией. Кундалини йога – система практик, нацеленная на работу с внутренней энергией, где самореализация достигается через подъём энергии Кундалини. 

Несмотря на активное распространение йоги в нашей стране, каких либо серьёзных исследований влияния этого древнего знания на человека, в России не проводится. Некоторые школы йоги ведут свою статистику наблюдений за состоянием занимающихся, разрабатывают новые методы тренировок и курсы лечения заболеваний. В некоторых медицинских учреждениях для профилактики и лечения больных применяют элементы йоги. 

Исследование и развитие йоги действительно может  стать весомым вкладом в сохранение, укрепление и развитие главного достояния нашей страны – Человека.

Т.С. Лисицкая

admin