Характеристика современных танцев. Часть 1

Искусство современного танца не оставит вас равнодушным! Мы не касаемся в этой статье профессиональной подготовки танцоров, современных балетных спектаклей, лучших хореографов и исполнителей. Это отдельная тема. Рассмотрим современный танец с чисто прикладной позиции  как средство получить удовольствие, снять стресс, заправиться энергией, жизненной силой, улучшить свои профессиональные навыки спортсменам в таких координационных и эстетически видах спорта, как художественная, эстетическая гимнастика, фигурное катание, спортивная аэробика и др. 

К понятию современный танец отнесены следующие виды хореографии:

  • джазовый танец;
  • танец модерн;
  • контемпорари (Contemporary); 
  • хип-хоп, фанк, стрит-джэм, клип-данс, R-n-B, брэйк-данс и др.

Представленные направления современного танца развивались как самостоятельные направления, и только в 70-е годы прошлого века начался процесс заимствования приемов из различных школ. Причем не только из вышеупомянутых техник, но и из классического балета. 

Джазовый танец

Джазовый танец — это, прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений. Джазовый танец как и музыка – негритянского происхождения. Его создали американские негры на основе африканских танцев. Джаз как художественное явление — это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов.

В течение трехсот лет, с XVI до XIX века, черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восстанавливали свои праздники и обычаи. Но, приспосабливаясь, вместо барабанов черное население Америки использовало хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. Если в Африке обычаи, праздники, танцевальные и песенные ритмы были свои у каждого племени, в Америке они смешались в единое целое.

Художественная особенность джазового танца — совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных его частей, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. 

Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью искусства и повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на две большие группы. К первой принадлежали так называемые «кантри данс», т. е. сельские танцы, носившие фольклорный характер и исполняемые группой или дуэтом. Ирландские танцы «Джиг» и «Клог» исполнялись в специальной деревянной обуви, с помощью которой выстукивался ритм. Ко второй группе танцев, популярных в это время, относились бальные танцы — менуэт в XVIII веке, котильон, контрданс, кадриль и галоп в XIX веке.

Эти два направления культуры — европейское и негритянское — в Новом Свете оказывали влияние друг на друга и, в конце концов, ассимилировались. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т. е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения; этнические, религиозные, эстетические, геополитические.

В IXX в. получили развитие уличные развлекательные представления, включающие в себя песни и танцы под джазовую музыку. Сначала представления давались только чёрными танцорами для чёрных зрителей.

На сцену чёрных актеров стали допускать только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра, как мюзикл.

Начиная с 90-х годов и до конца второй мировой войны наступает следующий этап развития джазового танца как особой техники, со своей школой, определенным лексическим модулем и системой движения. Именно в это время джазовый танец оказывает огромное влияние не только на театральный и бытовой танец, но и на балетный театр. Жанровая природа джазового танца становится все менее очевидной. Взаимовлияние «черного» и «белого»  танца все возрастает, теряется фольклорный характер танца. Все это и обуславливает выделение джазового танца в отдельное направление танцевальной техники. К этому же времени относится появление слова «джаз» и «джазовый танец». 

1917-1930 годы — вершина развития джазового танца. «Черный» танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме. На сцене стали выступать профессиональные танцоры, которые привнесли в джазовый стиль новые приёмы и стали обучать джазу других. Одновременно джаз обогащался элементами европейских танцев, например, фокстрота. 

В 40-50-е гг. популярная музыка претерпела значительные изменения, а вместе с ней видоизменились и танцы. В этот период возникли стили современного джаза. 

Существует три специализированных стиля – традиционный, соул и афро-карибский. Эти стили похожи на ранние формы джаз-танца, исполнявшиеся африканцами. В настоящее время наиболее часто встречаются такие стили, как джаз-рок и фанк-джаз, которые исполняются под популярную музыку. Этим динамичным танцам обучают во многих джаз-классах.  

Будучи «открытой» системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам других направлений танцевального искусства. В результате слияния основных школ современной хореографии и возникло новое художественное явление — модерн-джаз танец. 

Популярность джазовой музыки и танца привела  к разработке системы джазовой танцевальной подготовки. В 1915 г. в США Р. Денис и Т. Шейн основали школу, в которой обучали джазовому танцу. Из выпускников этой школы большую известность приобрела Марта Грехэм.

Она создала синтезированную технику современного танца, объединившую моноцентрический принцип европейских танцев с принципами джазового танца, в первую очередь с принципом полицентрики. Грехэм имела много последователей. Её система оказала большое влияние на классический танец, современный  модерн-танец, пантомиму, а также на оздоровительные формы физического воспитания. В частности, современные виды аэробики, такие как джаз-аэробика, фанк-аэробика, афроробика и др. помимо традиционных гимнастических средств и элементов базовой аэробики широко используют  движения  джазовых танцев.

Стили джазового танца.

Существует множество стилей джазового танца, наиболее известными являются следующие:

Джазовый танец в стиле блюза. Изначально блюз танцевали исключительно под музыку блюза, однако, затем для танца стала использоваться любая небыстрая музыка определенного темпа, в частности, музыка в стиле рок и R’n’B. Блюз обретал популярность, и у него появилось много вариаций, таких, как, например, медленный драг. Сейчас блюз широко распространен не только в США, но и по всему миру.

Лирический джаз. Лирический джаз этот стиль обычно ориентирован на плавные открытые линии тела, он сходен с балетом своим потоком грациозных движений, в них можно угадать мягкую, но уверенную точность и изящество кошки. Исполняться может дуэтом. Движения полны резкости и плавности одновременно, что является характерной чертой данного стиля.

Бродвейский или нью-йоркский джаз. Этот стиль возник ещё в 20-е годы ХХ века, в то время, когда джазом стали заниматься профессионально. Танцевальная техника джаз стала следствием огромной популярности бродвейских мюзиклов и взяла своё название от нью-йоркской улицы Бродвей, где и находится знаменитый театр. Это очень энергичный, завораживающий и эмоциональный стиль, который научит каждого желающего красиво двигаться, подчеркнёт в танце его неповторимость и выразительность.

 Hot-джаз или чикагский джаз. Этот стиль наполнен выразительными эмоциональными движениями.

Т.Лисицкая

Перейти:

Часть 2: Модерн-танец

Часть 3: Характеристика современных танцев. Часть 3. Джаз модерн, Контемпорари и другие танцы

admin