История фитнеса. Часть 3. Нетрадиционные оздоровительные системы Востока
Популярная сейчас китайская система оздоровительной тренировки — ушу, так же как и система другой восточной физической культуры – йоги, — это философия, целая система древнейших заповедей. Это наука о жизни в единстве с природой. Восток щедро делится своими сокровищами, важно с умом распоряжаться ими, учитывая иной менталитет европейцев, американцев и людей другой национальности, а не механически переносить лишь внешнюю форму движений. В середине 80-х годов прошлого столетия в нашей стране стали создаваться и популяризироваться различные оздоровительные виды гимнастики, базирующиеся на восточных системах. Так возникли релаксационная гимнастика на базе китайских систем тайцзицюань и цигун (дыхательная гимнастика, «ци» означает воздух, «гун» — работа) (Музруков, 1988; Джавэн Мао, 2001); программа «Комплексные упражнения пружинящей ноги» на основе гимнастики ушу (1993); релаксационная гимнастика, разработанная группой специалистов под руководством доктора Чугунова (1985).
Ряд систем носит комбинированный характер, в которых удачно сочетаются принципы Востока и Запада. Это, например, система оздоровления с помощью физических упражнений, ароматерапии, релаксации и аутогенной тренировки, созданная Динейкой (1987). Особой популярностью пользуется система Пилатеса, использующая элементы йоги и лечебной физкультуры в фитнесе (Kries J.,2001; Searle S., Meeus C., 2004).
Философия китайской медицины
Но вернемся, в первую очередь, к истокам – восточным системам в «чистом» виде и попробуем разобраться в их особенностях с позиций современной науки о здоровье, движениях.
Понимание феномена здоровья и болезни в китайской философии неразрывно связано с принципами фундаментальной теории ИНЬ – ЯН. Согласно даосскому толкованию явлений природы, — это те исконные противоположности, борьбой и взаимопроникновением которых определяются все глобальные и локальные мировые процессы. Этими двумя противоположными началами регулируется и жизнедеятельность организма, каждая функция и каждое проявление которого может быть отнесено либо к ИНЬ, либо к ЯН (Васильева, Филатов, 2002, с. 67). Авторы отмечают, что именно постоянным противоборством ИНЬ и ЯН поддерживается относительный физиологический баланс, и когда он нарушается, — возникает заболевание. Овечкин А.М. в книге « Теоретические основы традиционной китайской медицины» (1991, с.21) приводит высказывание из трактата «Су Вэнь», в котором сказано: «Когда превалирует ИНЬ, болеет ЯН, когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ». Речь идет о соразмерности и гармонии. Патологические явления в организме китайская медицина объясняет потерей относительного равновесия ИНЬ – ЯН, их избытком или недостаточностью. Есть два типа патогенных факторов – ИНЬ и ЯН, а защитная энергия ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость ИНЬ ЧТИ и энергию ЯН ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬ происходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН, что проявляется синдромами «холода типа избытка» (абсолютный избыток ИНЬ и недостаток ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами «жара типа избытка» (абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). Кроме того, встречается одновременно дефицит и ИНЬ и ЯН, что называется «взаимным опустошением ИНЬ и ЯН». Присутствие и влияние элемента той или иной природы определяется строением целого, а нарушение положенной меры чревато потерей равновесия и оборачивается болезнью. Таким образом «баланс ИНЬ – ЯН» в организме для китайской медицины является основным критерием здоровья, аналогично тому, как в античной философии здоровье характеризуется внутренней уравновешенностью и согласованностью.
По мнению известного китайского философа Лао-Цзы болезнь является результатом несдержанности, иными словами человек перешагивает порог болезненности тогда, когда возлагает на себя слишком многое, сверх всякой меры.
Другой великий мудрец Древнего Китая Конфуций создал прославленное учение о золотой середине. Конфуций писал: «Когда чувства проявляются в душе и достигают своего нормального предела, состояние в котором находится душа, может быть названо гармонией. Равновесие это великий корень, основа, из которой вытекают все человеческие поступки, а гармония – тот путь, по которому все должны идти. Пусть равновесие и гармония достигнут ступени совершенства, и счастье воцарится везде — на небе, и на земле, и все будет развиваться и процветать» (Конфуций, Луньюй; 1999, с. 130).
Во всех учениях китайских философов большое значение отводится постоянной работе над собой: контроль за словами, поступками, за мышцами, дыханием, отдельными частями тела. В настоящее время психиатрами доказано возможность улучшения здоровья и душевного равновесия личности посредством восстановления способности к полноценному общению с собой — автокоммуникации (Л.П. Гримак, 2000).
Особенностью восточных систем оздоровления является использование образного мышления, визуализации. Многие упражнения имеют соответствующие названия, позволяющие создать тот или иной образ в процессе выполнения движения. Образ обычно канонизировался гуру (духовным отцом, специалистом).