История фитнеса. Часть 2. Античная концепция здоровья

История фитнеса. Часть 2

Античная концепция здоровья

Еще в античном мире картина здорового существования, ее смысл и значение интересовало философов. Античная концепция здоровья наиболее четко отображена в творчестве Платона и стоиков и сводится к нескольким основным положениям (О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, 2001, с. 45-46):

1. Здоровье трактуется как гармония и соразмерность, оптимальное соотношение телесных и душевных составляющих человеческого естества.

2. Неуклонное следование собственной природе и общей природе вещей.

3. Здоровая жизнь основывается на руководстве разума.

Основными душевными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание, благодаря которым человек стойко переносит лишения и бедствия, не зависит от внешних влияний и благ.

Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового образа жизни. Стремясь к здоровью и уравновешенности, «точку опоры» следует искать не вовне, а в самом себе, ибо внешние блага преходящи, не принадлежат тебе и могут принести лишь  временное удовлетворение или наслаждение, но не обеспечивают постоянного устойчивого положения в мире.

Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания и являет собой воплощение «Всеобщего Высшего Порядка». Здоровая душа развивается согласно собственной природе – гармонично и согласованно, воспроизводя первопринцип порядка, уподобляясь космосу и приближаясь к «Высшему Благу». Космос, как порядок и согласованность, есть первопринцип, который в высших сферах бытия выражается в едином благе – как единый для всех закон, а в индивидуальном существовании – как мудрость, калогатия и – last but not least – как здоровье. Уподобление здоровой души космосу означает, что она является иерархически организованным единством.

Античная культура разработала немало конкретных технологий здорового образа жизни, в частности, очистительный ритуал как элемент религиозно оздоровительной практики (катартика). Катарсис означает «очищение». Идея катарсиса имеет вполне определенный смысл. Катартика была призвана обеспечить оздоровление души и тела посредством удаления из них или нейтрализации чужеродных и разрушительных элементов («скверну»). Она отражает особое переживание, связанное с преодолением обуревающих индивида хаотических душевных движений и с возвращением к «блаженному» состоянию внутренней гармонии, умиротворения и самообладания. Катарсис осуществлялся с помощью религиозного ритуала и эстетических действий античной драмы, которая настраивала человека на возвышенный лад и гармонизировала душу. Динамика катартитеского процесса предполагала   переход от переживания душевного возбуждения к его успокоительному завершению. По мнению известного русского историка и искусствоведа А.Ф. Лосева (1993, с. 742) представление о катарсисе предполагает соотнесение  микрокосма индивидуальной страдающей души с макрокосмом. «Весь мир представляет собой трагическое целое», причем «трагедия человека есть частный и, быть может, наиболее показательный случай общего мирового трагизма» (там же, с. 748). Автор отмечает, что катарсис как психологический феномен предполагает вхождение души в так называемое «умное состояние». Душа, возвращаясь в «умное состояние», совершает переход от хаоса к порядку, восстановлению единства души и мира.

Именно очистительные ритуалы, наряду с музыкой, гимнастикой, особого рода песнопениями и танцами, служили в античном мире основными средствами оздоровления.

Но как отмечает Карл Юнг, «современный человек не понимает насколько его «рационализм» (расстроивший его способность отвечать божественным символам и идеям) отдал его на милость психической «преисподней». Он освободил себя от суеверий (как он полагает), но при этом до опасной степени утратил свои духовные ценности. Его моральная и духовная традиция распалась, и теперь он расплачивается за это повсеместное распадение дезориентацией и разобщенностью… Его (человека) контакт с природой исчез, а с ним ушла и глубокая эмоциональная энергия (курсив автора), которую давала эта символическая связь» (Юнг, 1996).

Параллели античной концепции здоровья обнаруживаются и в восточных учениях Древнего Китая  (учение о золотой середине Конфуция), в буддизме, целительной практике шаманизма (А.Ф. Лосев, 1993; М. Харнер, 1996; М. Элиадзе, 1998;).

Однако времена изменились, изменилось во многом и понятие здоровья в современном обществе. Античный постулат «в здоровом теле – здоровый дух» потерял свою убедительность. Выясняется, что  здоровый дух может обитать в больном теле, а здоровое тело — быть носителем больного духа.

В античном мире танцы, физические упражнения, в частности, выполняемые и под музыку, применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движения, наконец, силы и выносливости. V и IV вв. до н.э. – периоды высочайшего внутреннего расцвета Греции, давшей в каждой области интеллектуальной деятельности выдающихся представителей, вошедший в историю как «золотой век Перикла».

При этом греческая философия и наука в отличие от других культур древнего мира испытывали на себе наименьшие религиозные ограничения. В результате взаимодействия греческой культуры с культурными традициями стран Востока образовалась самобытная эллинистическая культура, ставшая впоследствии основой европейской цивилизации.

Частью этой культуры была и физическая культура в форме олимпийского движения, где демонстрировались максимальные возможности человека, и как метод врачевания, что нашло отражение в первых сочинениях древнегреческих врачей, в первую очередь Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.), который по праву считается отцом современной медицины.  Придавая большое значение опыту и интуиции врача, он подчеркивал необходимость раннего прогнозирования течения болезни. Его девизом было узнать прошедшее, понять настоящее и предвидеть будущее. Гиппократ говорил, что «медицина есть прибавление и отнятие», то есть прибавление недостающего и отнятие излишнего. Прибавить по Гиппократу – это прописать движение, пребывание на свежем воздухе, изменить состав и режим питания; отнять – отменить ставшие ненужными назначения, применить лекарства или физические воздействия, усиливающие выделения из организма всего лишнего. Причину болезней Гиппократ  видел в действии различных факторов внешней среды (природно-климатические условия, физическая нагрузка, питание) на индивидуальную конституцию и личностные особенности человека (темперамент, привычки, образ жизни, профессия).

Гиппократ

Греческая мифология также уделяет значительное место врачеванию и физическому развитию. Бог Аполлон (сын Зевса и богини Лето),  изображенного высоким стройным юношей с лирой и луком, был отцом бога врачевания Асклепия, дочь которого  Гигиея – богиня здоровья. К роду асклепиадов причислял себя и Гиппократ – семнадцатый потомок Эскулапа.

Гигиея – богиня злоровья

В самый ранний период феодализма в Западной Европе получила распространение рыцарская система физического воспитания. Она носила  в основном военный характер и включала, в основном, езду верхом, плавание, охоту, стрельбу из лука, владение приемами боя, развлекательными играми, Кроме того рыцари должны были владеть  хорошими манерами и умением танцевать.

В эпоху Возрождения с XV по XVII вв. появляются теоретические обобщения, в которых призывается перейти к организованной системе физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них можно назвать: В. Фельте (1378-1466) — итальянский утопист; Т. Мор (1478-1535) — английский гуманист и писатель; Т. Кампанелла (1568-1639) — итальянский утопист; И. Меркуриалис (1530-1606) — итальянский врач; Ф. Рабле(1483-1553) — французский гуманист; А. Визалий (1514-1564) — бельгийский профессор медицины; У. Гарвей (1578-1657) — английский врач; Я.А. Коменский (1592-1670) — чешский педагог-гуманист и др.

Их принципы и педагогические  сводятся к следующему:

1. Отвергалось отношение к познанию человека как к «тюрьме души», т.е., напротив, проповедовалось то, что возможно познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма.

2. Предлагалось возродить и распространить опыт методики физического воспитания древности (античности).

3. Утверждалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.

4. Признавалось наличие взаимосвязи между физическим и духовным воспитанием.

5. Обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.

Однако в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступающих против физического воспитания.

Большой вклад в изменение отношения к красоте человеческого тела внесли художники, скульпторы этого периода  и даже своим личным примером. Леонардо да Винчи славился своей непринужденной, прямой осанкой и безупречным изяществом в каждом движении. Граждане Флоренции толпами высыпали из своих домов, чтобы поглазеть, как он шествует по улице. Практически невозможно себе вообразить Леонардо да Винчи, который бы неуклюже ковылял, тяжело и шумно опускался на стул или нескладно сутулился.

Татьяна Лисицкая

Оглавление

admin