Влияние биоритмов на распорядок дня родителей и детей

Все в нашей жизни подчинено определенному ритму. «Мир, в котором мы живем, удивительно склонен к колебаниям», – сказал английский ученый Р. Бишоп. Свет, звук, океанские приливы и отливы, смена дня и ночи, чередование времен года, ритмы солнечной активности – все это различные формы колебательных движений. 

БИОРИТМЫ (от греч. жизнь и размеренность, слаженность) — периодические положительные и отрицательные изменения интенсивности протекания физиологических и психических процессов. 

Известно, что есть биоритмы, обусловленные геофизически: одиннадцатилетние, определяющиеся ритмом солнечной активности (по А.Л. Чижевскому); годовые и есть суточные или, так называемые, циркадианные ритмы.  Только циркадианный ритм  может дать четкий ответ на вопрос о количестве здоровья человека. В старинных рукописях Древнего Китая «Цзо-Чжуань» (VII–V в. до н.э.)  дается следующее описание суточного ритма: «Жизненная энергия циркулирует по организму, последовательно проходя по всем органам тела и совершая как бы в течение суток полный кругооборот».

Суточная периодичность имеет важное значение в приспособлении организма к окружающей среде. Доказано, что ритмический характер носят не только деятельность сердца и дыхание, но и все остальные физиологические и психические процессы у человека. В настоящее время у людей обнаружено более 400 процессов, подчиненных циркадным ритмам. Суточные колебания для большинства функций проявляются в постепенном повышении показателей от утренних часов к дневным и вечерним, и падении в ночное время. Одной из самых изученных и теперь уже известной многим является суточная динамика температуры тела, которая на рассвете низкая (36,0 °С), к полудню повышается до 36,4°С, вечером (к 18 ч) достигает максимума (36,8°С), затем снова понижается. В ночные часы по сравнению с дневными уменьшаются газообмен между кровью и тканями, масса циркулирующей крови, частота дыхания, артериальное давление и др. Вместе с тем для некоторых процессов, в частности для деятельности эндокринных желез, выявлена противоположная динамика. Так, наибольший уровень секреции гормона роста гипофизом происходит в ночные часы, поэтому можно говорить, что дети преимущественно растут по ночам

Весьма интересные и важные для оценки временной динамики состояния человека данные получены в биоритмологических исследованиях работоспособности. Оказалось, что у большинства людей она повышается в дневное время и снижается ночью. Изучены более короткие (до 1,5 ч) колебания работоспособности с подъемами и спадами. У многих взрослых людей имеются 2 периода повышения умственной и физической работоспособности в течение суток: первый подъем с 8 до 12 ч, второй — с 17 до 19 ч.  Днем с 13 до 15 ч и ночью с 2 до 5 ч работоспособность обычно самая низкая. Эти и другие данные указывают на необходимость учета биологических ритмов в организации трудовой и учебной деятельности, а также занятий фитнесом, спортом. Очень интересна и перспективна классификация людей по циркадным особенностям динамики их работоспособности. Исследования, проведенные на больших контингентах здоровых людей, показали, что их можно разделить на 3 группы. В первую входят «жаворонки» — лица с высокой работоспособностью в первой половине дня и со сниженной во второй половине, особенно к вечеру. «Жаворонками» их называют потому, что они любят рано ложиться и рано вставать.

Обратная картина работоспособности наблюдается у тех, кого условно называют «совами». У них период наибольшей интенсивности и продуктивности работы падает на вечерние часы. Это любители засиживаться допоздна, жить по принципу «поздно в кровать — поздно вставать». «Сов» насчитывается более 30 % от всего взрослого населения, чаще это люди, занимающиеся творческим трудом.

Остальных людей называют ритмиками или «голубями», их насчитывается примерно 45 %. Суточная динамика работоспособности у них не имеет выраженных колебаний и находится на высоком или реже — на низком уровне. В связи с этим на первый план должна выступать рациональная организация режима дня с учетом этих особенностей. В качестве примера рассмотрим вопрос о взаимозависимости режима питания и суточных биоритмов. Известно, что потребность в пище имеет ритмический характер и зависит от многих факторов. При этом в режиме питания следует учитывать циклические изменения потребностей в питательных веществах. Важно не только то, что и как человек ест, но и когда принимается пища. Какой должна быть рациональная организация питания с учетом индивидуальных особенностей биоритмов?  Если для «жаворонков» подходит известный афоризм: «Завтрак съешь сам, обед раздели с товарищем, а ужин отдай врагу», то для ритмиков и особенно для «сов» он не годится. Последние нуждаются не в плотном завтраке, а в хорошем ужине, так как именно в это время у них больше расходуется энергии.

Особую значимость для рациональной организации режима дня имеют суточные колебания работоспособности. Понятно, что условия трудовой и учебной деятельности для «жаворонков» лучше сделать более напряженными в первой половине дня, тогда как для «сов» — во второй. Это положение в равной мере относится и к организации режима учебных нагрузок для детей, включая старших дошкольников.

Проблемы возрастной биоритмологии, в том числе и динамика биоритмов в процессе развития ребенка пока еще недостаточно разработаны. Тем не менее, можно сформулировать общее положение: человек не рождается с готовым чувством времени; околосуточные биоритмы не имеются в готовом и законченном виде к моменту рождения, а формируются в процессе развития на основе индивидуальной временной шкалы растущего организма. По-видимому, ранний и дошкольный возраст представляют собой этапы интенсивного формирования циркадных и других ритмов. Именно в этих периодах начинается распределение на группы «жаворонков», «сов» и «голубей».

Внимательные родители в содружестве с воспитателем детского сада могут проанализировать динамику поведения в течение дня и охарактеризовать с достаточной степенью вероятности «биоритмологический портрет» ребенка, а затем внести соответствующие коррективы в организацию режима и весь процесс воспитания.

Данные по формированию биоритмов в онтогенезе ребенка имеют прямое отношение к проблеме укрепления его здоровья. Дело в том, что между проявлениями цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость — самые начальные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь проявляются в нарушениях биоритмов. Общеизвестный признак начинающейся болезни может проявляться в нарушениях дневного или ночного сна, капризничанье, плаксивости детей.  Известно, что при резких изменениях привычного режима, особенно при нарушениях сна, возникают болезненные состояния, получившие название десинхронозов.  Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушение сна, то причина чаще всего заключается в несоблюдении режима дня.  Именно такие явления нередко наблюдаются после выходных дней у тех воспитанников детских садов, родители которых грубо нарушают режим дня по субботам и воскресеньям (отсутствие прогулок и дневного сна, позднее ночное засыпание и др.). Этим объясняется значимость известного всем педагогам и многим родителям положения о необходимости выполнения режима дня для укрепления здоровья, прежде всего нервной системы ребенка. Вместе с тем нельзя подходить к режиму только как к сугубо временному «жесткому» распорядку дня с обязательными точно определенными и ежедневно повторяющимися событиями. В таком случае жизнедеятельность ребенка приобретает монотонный характер, снижается способность адаптации к изменяющимся условиям, создаются предпосылки для развития утомления. Выдающийся физиолог И. П. Павлов указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т. е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, а динамичная, изменяющаяся. К сожалению, на эту последнюю особенность в дошкольном воспитании, да и в школе, не обращается должного внимания. Родителям следует помнить, что обязательно и ежедневно должны выполняться такие основные компоненты распорядка дня, как время пробуждения и засыпания, длительность прогулок, время приема пищи. Остальные виды деятельности ребенка могут варьировать по срокам и продолжительности их выполнения. Итак, цикличность процессов — и ее становление по мере роста и развития ребенка можно рассматривать как одно из основных научных обоснований поиска и разработки оптимального в аспекте укрепления здоровья режима дня. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся все его физиологические системы, что обязательно отразится на его самочувствии, настроении и на всем том, что характеризуется в обобщенном понятии «здоровый ребенок”.

Заботливые родители стараются выстроить день в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Некоторые предпочитают называть такой график «естественным суточным ритмом», так как он выстраивается при наблюдении за биоритмами ребенка. Для составления такого графика необходимо в течение 2-3 дней провести анализ обычного поведения ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания. Очень важно обратить внимание на особенности дневного сна. Все это осуществляется в дни пребывания ребенка дома и в содружестве с воспитателем в детском саду. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и настроение ребенка. Высокая работоспособность и преимущественно хорошее эмоциональное состояние в дообеденное время характерны для детей — «жаворонков». Те же качества, лучше проявляющиеся во 2-й половине дня, свойственны детям -«совам». У «голубей» эти качества существенно не меняются в течение дня.

Т. Лисицкая

admin