СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

При выборе фитнес-программ я исхожу, в первую очередь, из реальных условий – залов, оборудования, занятости подростков в учебно-образовательном процессе, учитываю, конечно, и модные тенденции. Многие ли школьники в старших классах захотят заниматься традиционной гимнастикой на снарядах, сокольской гимнастикой с прямолинейными и мало функциональными упражнениями?! И еще один, фактор — «реальные», как говорят молодые люди, возможности самих учителей. Это касается не только оборудования и снаряжения, но и возможности освоить такое разнообразие средств и методов, применяемых специалистами в области фитнеса, работающими в спортивно-оздоровительных центрах, фитнес-клубах, постоянно обучающие на курсах, стажировках, мастер-классах, конвенциях в России и за рубежом. Надо сказать, что многофункциональных специалистов в профессиональном фитнесе, способных вести групповые программы от классики до хип-хопа, занятия на тренажерах, йогу, тай-чи и пр. не так уж много. А ведь учителю приходится преподавать и различные виды спорта, организовывать соревнования, заниматься с группами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. 

Поэтому среди разнообразия фитнес-программ я попыталась выбрать то, что «работает» с подростками и то, что под силу освоить учителю физкультуры, да и тренерам различных видов спорта.

Анатомо-физиологические особенности

Подростковый возраст — период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из которых являются: гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и сочетанное (взаимодополняющее) действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходят постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, не только количественные (увеличение длины и веса тела), но и качественные изменения (окончательное созревание и перестройка всех органов и систем). В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем около 5 лет. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее. В 11 — 12 лет может быть первая менструация (у большинства в 13 — 14 лет) в 15 — 16 лет устанавливаются регулярные менструации.  Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост. Пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста. У мальчиков сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12-14 лет. В14-15 лет — дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые поллюции. В 18-20 лет — завершение полового созревания. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста. В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В развитии организма человека такие «скачки» наиболее ярко выражены на первом году жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела за год, рост — преимущественно за счет удлинения туловища), в возрасте 5-6 лет (так называемый «полуростовой скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост — преимущественно за счет удлинения конечностей), а также в 13-15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей). У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, которые характерны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости. В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек 13-15 лет рост — в пределах 154-160 см, а вес — 42-52 кг. У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела. В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста — 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг. В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес — 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно — 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.           Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка в 13 лет равняется около 72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже — 72-78 ударов в минуту, в 15 — 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека. Артериальное давление с возрастом ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет — 120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека). Одновременно с возрастом наблюдается уменьшение частоты дыхания. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 — уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника — как у взрослого человека. Именно в это время создается прекрасный потенциал оздоровительной тренировки для сердечно-сосудистой системы в зрелом возрасте.  Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется — сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком. Подростки среднего и старшего школьного возраста обретают все новые навыки и совершенствуют ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. В этом возрасте активно формируется личность.

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. В то же время возрастная картина ростовых процессов в мышечной ткани имеет совсем другой вид.  Рост мышечной массы имеет два максимума. Так, для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй — на 15-16 лет. Интересно, что у девочек вторая фаза активации «скачка роста» слабо выражена или полностью отсутствует. Все эти перестройки сопровождаются сложными и неоднозначными изменениями строения мышечной ткани. Фаза задержек  ростовых процессов  в мышцах в 14-летнем возрасте связана с необычайнымусилением окислительных возможностей.

Но в дальнейшем направление развития энергетики мышечных волокон меняется на противоположное, и в 16-17 лет мы вновь видим снижение на 30 %  окислительного потенциала мышечных волокон, они становятся  чисто гликолитическими. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Некоторые двигательные возможности непосредственно связаны с уровнем физического развития. Это относится, например, к проявлению мышечной силы. Дети, обладающие более высоким уровнем физического развития, обычно сильнее своих сверстников, что обусловлено большей абсолютной массой скелетных мышц. В то же время, относительная сила мышц (в расчете на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии.

Психология подросткового возраста

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания. Черты «детскости» сочетаются у них с проявлениями «взрослости» и потому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны и его нарушения. 

Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости, и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко влечет за собой сложные конфликтные переживания. Одна из характерных форм реакции подростка желание освободиться от опеки или контроля взрослых.  В основе подобных реакций обычно лежит утрированное, стремление к самоутверждению, достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций в семье, страдают и родители, и подростки, у которых легко развиваются неврозы с различной тяжестью проявлений.  Но и потакать любым желаниям подростка недопустимо.

Возрастные особенности физиологии и анатомии детей и подростков много такта и терпения для восстановления здоровой обстановки. Нередки и так называемые реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д. Большой популярностью в этом возрасте пользуются экстремальные виды двигательной активности и спорта. Огромную роль в формировании стиля поведения играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания. Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акселерации. При этом дело не только и ускорении темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропорции между физическим и социальным согреванием подростка. В результате подростки, зрелые и физическом и полоном отношении, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.). Эта диспропорция нередко способствует нарушению поведения у подростков, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования личности.

Нейроэндокринная перестройка в пубертатном периоде влияет и на формированиехарактера подростка. В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей личности, начинает складываться отчетливое представление о ней. Если ранее подростки подражали взрослым, то теперь пытаются быть самостоятельными, независимыми. У подростков заметно проявляется чувство собственного достоинства. Они слабо приемлют распоряжения в виде приказов, нравоучений. Подростки требуют уважительного отношения к себе. Одним из ведущих мотивов их поведения является «потребность в самоутверждении», т. е. стремление занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. Если в коллективе сверстников подросток не находит признания своей «взрослости», это приводит к протестам и конфликтам.

Дети переходного возраста обладают сильно выраженным чувством справедливости, у них заметно развита склонность к критической проверке чужих суждений. Если в более раннем возрасте многое принимается на веру, то теперь поступки и действия окружающих критически переосмысливаются. Особенно придирчивы подростки к человеку, претендующему на роль наставника.

Нередко подростки переоценивают свои физические возможности, пытаясь скорее пробежать по ступеням спортивного мастерства. На тренировках используют напряженные силовые упражнения, пытаются выполнить не соответствующий их возможностям объем работы. Итог — перетренировка, нарушение здоровья. В этом случае разнообразие тренировочных средств, рациональное сочетание тренировочных нагрузок с отдыхом, правильное комплектование учебных групп, оптимальная постановка задач и правильное перспективное планирование обеспечат успех. С другой стороны, подростки, имеющие слабое физическое развитие, вовсе прекращают заниматься физкультурой, чтобы не выглядеть смешными, неуклюжими.  И порочный круг замыкается. С такими детьми важно поставить правильные цели, подобрать соответствующие средства, возможно потребуются и индивидуальные (персональные) тренировки. У моего ученика, работающего в фитнес-клубе, был случай, когда отец подростка с очень слабым физическим развитием, вечно проводящим время в процессе уроков физкультуры на скамье для освобожденных, попросил «репетиторские» услуги по программе школы, но с опережением. Через несколько месяцев мальчик стал одним из лучших в классе по физкультуре, изменился не только внешне, но и стал уверенным, улучшилась успеваемость и по другим предметам. Для подростка будущие цели тренировки кажутся далекими, апелляция к ним слабо стимулирует активность занимающихся. Поэтому необходимо наряду с общей целью ставить конкретные, ближайшие цели, реальность достижения которых очевидна.

Динамика развития моторных возможностей детей разных типов конституции существенно различается. Это вполне закономерно, так как представители разных типов конституции имеют не только специфические особенности состава тела, но различаются также по целому ряду функциональных свойств. При этом, опережая сверстников в развитии одного качества, они могут уступать в развитии другого. Выявляется преимущество детей мышечного телосложения (М-тип) в сфере моторики. Так, детям М-типа свойственны самые высокие результаты в  скоростном тесте («бег 30 м»), в ловкости («челночный бег»), в упражнениях скоростно-силовой направленности,  в которых задействованы мышцы ног (прыжок в длину и высоту с места). В группе мальчиков «мышечники» не уступают представителям других конституциональных  типов  и  в гибкости туловища.

Дети астенического типа (А-типа) имеют более низкие результаты в скоростном, скоростно-силовых тестах и ловкости по сравнению со всеми остальными. Только в тестах «метание мяча», «отжимание» и в гибкости позвоночника (достоверные различия выявлены в группе девочек) представители А-типа показали высокие результаты.

Опережая сверстников в соматическом развитии, дети дигестивного типа (Д-типа) имеют сравнительно более низкие локомоторные возможности.  Во всех половозрастных группах лишь динамическая сила нижнего отдела брюшного пресса и динамическая сила мышц спины (тест «поднимание ног»),  у  них  превышают значения  этих показателей детей других конституциональных типов. В группе девочек представители Д-типа имели более высокий, чем  у  остальных, уровень  скоростно-силовых  возможностей мышечных групп верхних конечностей (тест «отжимание»),  в группе мальчиков — высокий уровень силовых качеств мышц туловища (тест «статическая выносливость»).

Таким образом, в большинстве возрастно-половых групп дети А-типа в целом характеризуются сравнительно более высокими показателями развития силовых и скоростно-силовых возможностей мышц верхних конечностей; дети Д-типа обладают относительно более высокими показателями силы и силовой выносливости нижних конечностей и мышц брюшного пресса. Скоростные качества, ловкость и быстрота реакции наибольшее развитие имеют у детей М-типа.

Следует отметить повышение координационных способностей подростков с 13 до 17 лет. Их наиболее значительное развитие отмечается в 13-15 лет. У девочек развитие координационных способностей стабилизируется с 11 до 14 лет, затем с 14 до 15 лет повышается и после 15 лет вновь стабилизируется.

ЧАСТЬ 2. ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Т.С. Лисицкая

admin