История фитнеса. Часть 4. Направления в оздоровительной физической культуре на Западе

«Боги подарили людям два вида искусств – музыку и гимнастику»

Платон  (427-347 гг. до н.э.)

С развитием цивилизации, научно-технического прогресса, с угрозой человечеству гиподинамии на рубеже ХIХ – ХХ веков формируются и становятся популярными различные гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шписа, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова, сокольская гимнастика и др.

В середине ХIХ века в Чехии возникла так называемая сокольская гимнастика, важную роль в разработке которой сыграл профессор эстетики Пражского университета Мирослав Тырш (1834-1884). Тырш вырос под влиянием идей романтического национализма. Изучал философию в Карловом университете. В 1862 он основал первый спортивный клуб, соединявший спортивные тренировки и идеологию чешского национализма. Из различных видов спорта приоритет отдавался маршировке, фехтованию и тяжёлой атлетике.

Мирослав Тырш

Для сокольской гимнастики характерна статичность, прямолинейность, резкость движений, условность поз и положений. В сокольской гимнастике впервые возникли выступления и массовые соревнования – «всесокольские слеты». Она была самой популярной в начале нашего ХХ века и вновь в несколько синтезированном, модернизированном виде возродилась в 30-х годах и просуществовала в качестве ведущей системы длительное время (до середины 80-х годов), наиболее полно соответствуя ментальности советского периода в форме утренней, гигиенической, производственной, школьной гимнастики.

Следует отметить, что до начала прошлого века в гимнастических системах не уделялось особого внимания женщинам. Они выполняли те же упражнения, что и мужчины, без учета их физиологических особенностей. И лишь в 20-30-х годах ХIХ  века Женевьевой Стеббинс,  и её последовательницей Бесс Менсендик были разработаны методы, позволяющие воспитать хорошую осанку, красивую походку, выразительные движения у женщин.

Женевьевой Стеббинс (1811-1871)

Система американского врача-гинеколога Бесс Менсендик была популярна в Европе в 30-е годы прошлого века и имела много последователей. В частности, большим успехом в СССР пользовалась книга её ученицы из Чехословакии Голены Воячковой.

Следует отметить, что женские системы физического совершенствования была разработаны  под влиянием шведской функциональной гимнастики  и системы Ж. Демени. Французский физиолог Жорж Демени (1950-1917) считал, что физические упражнения должны  быть динамичными, а не статичными, совершаться с большой амплитудой. С популярностью этого направления, построенного на движениях свободной пластики, значительно расширились средства гимнастики.

Жорж Демени

Большое влияние на развитие гимнастики оказала система Франсуа  Дельсарта (1811-1871), который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой.

Согласно системе великого французского педагога XIX века Франсуа Дельсарта, любые душевные и физические движения человека могут быть направлены либо изнутри наружу, либо снаружи внутрь. А между двумя этими деятельными состояниями есть третье – состояние спокойного равновесия.

Дельсарт назвал эти три состояния выражениями трех основных начал человеческой природы: жизненной силы (или энергии), разума и души. Энергия направлена изнутри наружу – недаром мы говорим, что нас «тянет» к свету или теплу. Разум стремится к концентрации, и поэтому «рассеянность» или «разбросанность» ума считается недостатком. Душа же пребывает в равновесии – в противном случае мы называем человека «неуравновешенным».

Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике – ритмопластического. Даже развитие голоса Ф. Дельсарт связавал с приведенным троичным делением.

Среди явлений, вызвавших большой интерес не только к  балету, пантомиме, но и к гимнастике, культуре движений, выразительной пластике нельзя не упомянуть искусство Айседоры Дункан (1877-1927).

Особенность искусства этой замечательной танцовщицы заключалось в возрождении античного танца, построенного по законам свободной пластики, введения пантомимического элемента в танец, движений и принципов джазового танца. Её совершенно новые для того времени  принципы пластической выразительности были сенсацией в Америке и Европе. Айседора Дункан оказала значительное влияние на формирование ритмико-пластического направления, из которого затем и сформировалась современная художественная гимнастика со спортивной направленностью и аэробика как массовые формы физической культуры.

Повышенный интерес к гимнастике был вызван также возникновением школы ритмической гимнастики, основанной Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950) в 1910 г. в небольшом местечке Хеллерау близ Дрездена.

Эмиль Жак Далькроз

Именно им был впервые введен термин «ритмическая гимнастика». Система ритмической гимнастики предназначалась для развития у музыкантов слуха и чувства ритма. Однако попутно оказалось, что она весьма пригодна и как средство физического воспитания. Органическое сочетание музыки и движений – основа метода Далькроза.

В связи с созданием и разработки  системы ритмической гимнастики  следует упомянуть ещё одно имя. Это Карл Орф  

(1895-1982) — немецкий композитор. Учился в Мюнхенской академии музыки, позднее (в 1920) у Генриха Камински. В 1924 вместе с Доротеей Гюнтер (Gunther) основал школу гимнастики, музыки и танца (Гюнтершуле [Guntherschule]). Опыт работы в этой школе лег в основу музыкально-педагогической системы К. Орфа. Первостепенное значение в ней отводилось музыкально — ритмическому воспитанию. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда “элементарное музицирование” — состоящее из элементов). Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Основной целью занятия является развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности. 

Его система детской гимнастики направлена на одновременное развитие физических качеств и, с помощью игрового метода, творческих способностей. В системе К. Орфа прослеживается тенденция к интеллектуализации гимнастики.

К гармоничной интеллектуальной гимнастике можно и отнести школу  Людмила Николаевна Алексеевой (1890 -1964) и её последователей.

Людмила Николаевна Алексеева — известный деятель в области искусства движения. Ее творчество оказало большое влияние на развитие искусства танца, пластики, эстрады и физической культуры. Устремления Алексеевой выходят за рамки ее времени. Они сохраняют актуальность и в наши дни. Движению она научила очень и очень многих. Научила не только движению, но особому, радостному мироощущению — ощущению свободы, красоты, значимости в этом мире.

У Алексеевой была склонность к движению, она все время прыгала и скакала, и ее прозвали Бишка (фр. бишет — лань). Заметив эту склонность, Анна Семеновна рекомендовала Алексееву в Школу пластического танца Э. И. Рабенек в Москве. Э. И. Рабенек была одной из московских последовательниц Айседоры Дункан. Рабенек (Книппер), урождённая Бартельс (сценическое имя Эллен Тельс) после успешных гастролей Дункан в России едет учиться в Германию к сестре Дункан Элизабет и в 1910 году открывает свою студию «Московские классы пластики». Вот в эту Школу и поступает в 1911 году Л. Н. Алексеева. Она участвовала в ряде выступлений Школы, как в России, так и за рубежом. Успешно гастролировала в Лондоне, Берлине, Мюнхене, Нюрнберге, Будапеште. Параллельно училась на Высших женских курсах — историко-философский факультет.

В 1913 году Алексеева покидает Рабенек и начинает самостоятельную педагогическую и режиссерскую деятельность. Примерно первое десятилетие она совмещает педагогическую деятельность с собственными выступлениями, затем целиком переходит на преподавание. Чтобы создать новый свободный танец, надо было разработать и новую технику подготовки танцоров. Ибо ясно, что балетный тренаж, имея специфические задачи и цели, не может дать ни гармонического развития тела, ни естественности и выразительности движений.

В 1934 году директор московского Дома ученых, бывшая актриса МХАТа М. Ф. Андреева пригласила Л. Н. Алексееву в Дом ученых, где она и проработала до конца своей жизни. Как передового человека своего времени её не могли не интересовать вопросы художественного физического воспитания. Л. Н. Алексеева ведёт работу в 4-х направлениях:

1.    занятия с женщинами (младшая, средняя и старшая группы);

2.    занятия с детьми игровой гимнастикой;

3.    занятия с детьми, больными костным туберкулёзом.

4.    занятия со специальной группой, где она создавала новые упражнения и этюды искусства движения.

Существовавшие в России спортивно-танцевальные студии  поначалу были одобрены и поддержаны в первые же годы Советской власти. В обращении Государственной комиссии по народному просвещению (16 апреля 1918 г.), опубликованном в  «Известиях» Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, указывалось, в частности, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания детей. По распоряжению А.В. Луначарского была организована Студия пластического движения, руководила которой Зинаида Давыдовна. Вербова (автора книги «Искусство произвольных упражнений, 1978 ), Надежда Лазаревна Кругликова, у который мне посчастливилось тренироваться много лет, стать мастером спорта по художественной гимнастике.

Зинаида Вербова с воспитанницами своей студии. 1923 год.

Ритмическая гимнастика в начале 30-х годов еще существовала в СССР и даже демонстрировалась на парадах на Красной площади.

Однако вскоре студии были закрыты как не отвечающие духу  коммунистической идеологии.

Т.С. Лисицкая

Перейдти к Оглавлению

admin