Станиславский и йога

Почему я обращаюсь к этой теме? Но разве подготовка классного мастера в эстетических видах спорта, таких как художественная гимнастика, ее родная сестра – эстетическая гимнастика, фигурное катание, спортивная аэробика, синхронное плавании и др. не связана с системой подготовки актера, воспитания выразительности движений, пластики, мимики? 

Уж если сам Константин Станиславский увлекался йогой и использовал ее в своей всемирно известной системе подготовки актеров, то  там тренерам, хореографам в спорте – сам бог велел.

СМОТРИТЕ!!! Документальный фильм «Станиславский и йога» (Россия, 2016).
Режиссер: Андрей Торстенсен
Автор сценария: Сергей Черкасский

В  основе фильма «Станиславский и йога» лежит – одноименная книга режиссера и педагога, доктора искусствоведения  Сергея Черкасского. В ходе своего исследования автор приводит доказательства того, что в основе   актерского  тренинга  по  системе  К. Станиславского лежит йога

В фильме Сергей Черкасский беседует о месте йоги в работе  актера  с  ведущими практиками современного театра: режиссером Анатолием  Васильевым, драматургом Иваном Вырыпаевым,  бельгийским  режиссером   Люком Персевалем, художественным  руководителем  Молодежного  театра на Фонтанке Семеном Спиваком,  а  также  исследователем  творчества  Ежи Гротовского — Натэллой Башинджагян, архимандритом Исидором и молодыми актерами.

Сам Станиславский познакомился с йогой в 1911 году. Студент-медик Московского университета, изучавший тибетскую медицину П.А. Бадмаева, посоветовал Станиславскому  прочитать книги по  «Хатха-Йоге» и «Раджа-йоге». Станиславский приобретает книгу Рамачараки «Хатха-йога. Йогийская философия физического благосостояния человека» в переводе под редакцией В. Синга (СПб, 1909) и тщательно её изучал. В системе подготовки актеров он стал широко применять как сами упражнения, так и использовал  пранаяму  – это искусство дыхания, позволяющее укрепить здоровье и наполнить тело позитивной энергией. Система Станиславского складывалась из 6 ступеней.

Первая ступень – сосредоточенность, вторая – бдительность, третья – бесстрашие, мужество в творчестве, четвертая ступень – творческое спокойствие. И как после первых четырех ступеней хатха-йоги происходит переход к возвышенным материям раджа-йоги, так и после четырех ступеней «работы над собой», приводящих к внутреннему единению актера с самим собой, Станиславский намечает глубокие художественные цели. Движение ввысь продолжается через пятую ступень – «доведение всех своих чувств и мыслей, перелитых в физическое действие, до самого большого напряжения», четкость героического напряжения. 

Шестая ступень связана с взращиванием сценического обаяния артиста, того благородства, которым он очистил изображаемые им страсти. И, наконец, «последняя ступень, без которой в искусстве не живут. Это – радость». И в этом стремлении к радости творчества как венцу процесса воспитания актера – важнейший урок будущим поколениям и суть этической позиции Станиславского.

Лисицкая Т.С.

admin