Терминология художественной гимнастики
Прежде чем перейти непосредственно к терминологии упражнений художественной гимнастики с предметами, учителю следует четко представлять фактуру каждого из них и основные типы движений.
Характеристика предметов художественной гимнастики
Упражнения с предметами составляют основное содержание соревновательных программ по художественной гимнастике. Все предметы имеют различную форму и фактуру, определяющие особенности техники работы с ними: булавы, обруч — жесткую, мяч -упругую, скакалка, лента — мягкую.
Скакалка. В настоящее время в продаже огромный выбор скакалок: резиновые, веревочные, с датчиками. Обычно для школы приобретаются резиновые скакалки с пластиковыми ручками. Но веревочные скакалки имеют ряд преимуществ: они хорошо держат форму, не бьют больно по телу в случае ошибки, что немаловажно для начинающих, когда осваиваются новые упражнения. Веревочные скакалки можно покупать определенным метражом, что позволяет в широких пределах варьировать их длину.
Обруч – из пластика, его внутренний диаметр составляет от 80 до 90 см. Для занятий с младшими школьниками можно использовать обручи меньшего размера.
Мяч – резиновый, диаметром – 18-20 см
Лента состоит из палочки длиной от 50 до 60 см, и прикрепленного к ней с помощью карабинчика атласного материала длиной 6 метров. В школе в зависимости от возраста занимающихся можно использовать ленты длиной 3-4 метра.
Булавы — могут быть из каучука или синтетического материала. Длина – 40-50 см. Вес – 150 гр. каждая булава.
Все предметы художественной гимнастики — физические тела и их движения подчиняются законам механики как самостоятельно, так и в руках гимнастки. Они могут совершать:
- Поступательные движения по той или иной траектории.
- Вращательные движения вокруг той или иной оси.
- Вращательно-поступательные движения — двигаться по определенной траектории, вращаясь вокруг своей оси.
Опираясь на биомеханические закономерности упражнений с предметами целесообразно классифицировать их следующим образом:
- Удержание и баланс.
- Вращательные движения.
- Фигурные движения.
- Бросковые движения и ловля.
- Перекатные движения.
Применять терминологию следует исходя из ее назначения (устного слова или записи) и состава занимающихся или читателей. Если тренер (учитель) обращается к не имеющим достаточную спортивную подготовку людям (занятия в детских садах, школах, ДОУ, фитнес-клубах), на первых порах лучше пользоваться общедоступным языком и употреблять лишь небольшое количество терминов. Начинающие заниматься художественной гимнастикой должны запоминать термины одновременно с изучением упражнений, постепенно накапливая запас. Для подготовленных спортсменок, преподавателей и тренеров, естественно, терминология становится своеобразным специальным языком, профессиональным средством общения.
Общие правила
Все термины можно разделить на следующие группы:
- Общие – для определения отдельных групп упражнений, понятий (упражнения без предмета, упражнения с предметами);
- Основные (конкретные), позволяющие определять смысловые признаки упражнения (наклон, поворот, прыжок);
- Дополнительные, уточняющие основные и указывающие направление движения и способ выполнения.
Обычно термины образуются из существующих уже лексических элементов, подчиняясь грамматическим законам данного языка. Известно несколько способов образования терминов: переосмысливание, словосложение, образование производных слов, калькирование, иноязычные заимствования. В художественной гимнастике, как и в гимнастике в целом, наиболее широко применяется переосмысливание, то есть придание нового терминологического значения существующим в языке словам (взмах, мост, шпагат, волна, восьмерка).
В художественной гимнастике можно отметить следующие особенности образования терминов:
1. В качестве терминов используются корни отдельных слов (мах, сед, упор, выпад и др.).
2. Термины движений руками, ногами, туловищем образуются исходя из особенностей того или иного двигательного действия. Например, взмах (рукой, ногой, всем телом).
3. Термины статических положений (преимущественно равновесий) образуются исходя из условия опоры и положения тела (взаимное расположение его звеньев). Например, равновесие на правой (переднее), то же с наклоном, заднее, боковое, с захватом и др.
4. При обозначении поворотов (основной термин) указываются, на какой части тела они выполняются (на носке, на колене или коленях), направление (направо, налево) и величина вращения вокруг вертикальной оси: на 90°, кругом (на 180°), на 270, 360, 540° и т. д. Например: одноименный поворот кругом на левом носке, но ни в коем случае не «на носке левой».
5. Прыжки определяются в зависимости от положения тела в фазе полета. Например, прыжок шагом, касаясь, шпагатом, кольцом, закрытый, открытый, подбивной, перекидной.
6. Разновидности передвижений обозначаются терминами «шаг» и «бег».
7. При терминологическом обозначении упражнений с предметами основным признаком служат положение предмета (направление его движения) и совершаемый им путь.
Виды записи
В художественной гимнастике применяются следующие основные формы записи упражнений: обобщенная, конкретная, сокращенная, графическая, смешанная, с помощью технических средств.
Обобщенной записью пользуются в тех случаях, когда необходимо обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений, например в учебных программах. В этом случае достаточно указывать так: одноименный поворот на 360, заднее равновесие и т. п.
Конкретной терминологической записью пользуются для точного определения каждого элемента в соответствии с правилами терминологии. Например, при записи упражнений классификационных программ, программ для соревнований.
Существует в практике несколько приемов сокращения записи. Один из них – применение условных иноязычных терминов. Например, хореографические движения обозначаются терминами, заимствованными из французского языка (основные из них приведены ниже в кратком словаре). Другой – применение общепонятных сокращений терминов с сохранением их лексической основы. Например, «целостная волна в боковом направлении», «боковая волна», «поворот скрестным шагом», «поворот скрестным шагом с целостной волной», «спиральный поворот». Возможно также применение кратких (образных) терминов. Например, вращательное движение обруча вокруг вертикальной оси, расположенной в его плоскости называется «вертушка»; многократные малые круги с лентой — «спирали» и т. п.
В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова «спереди», «вперед» при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим путем; «туловище» — при наклонах; «нога» — при движениях в ОРУ, выставлениях ее на носок; «поднять», «опустить» — при движении руками или ногами; «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение; «ладони внутрь» — в положении руки вверх; «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево. Исходное положение указывается только в начале упражнения.
Графическая запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками», полуконтурная, контурная. Наиболее доступной является первая. Она наглядна и экономна, удобна в повседневной практической работе.
Смешанная запись сочетает в себе текстовую и графическую. Ею широко пользуются при записи классификационных и соревновательных программ, а так же в повседневной практической учебно-тренировочной работе.
В последнее время все шире применяется запись упражнений с помощью технических средств, например, видеозапись. С ее помощью можно четко зафиксировать отличительные особенности упражнения, выразительный аспект каждого движения и другие нюансы.
Упражнения без предмета
Шаги — разнообразные виды передвижения. Различают: обычный шаг, шаг с носка, на носках, острый шаг, высокий шаг, выпадами, шаг галопом, приставной шаг, переменный шаг, шаги польки и др. (описание см. ниже).
Бег — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.
Поворот — вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси. Количество градусов отсчитывают от того места, куда ставится опорная нога в начале поворота. Повороты могут выполняться: шагом, из выпада, с места. Положение опорной ноги указывается в нестандартных поворотах, свободная нога принимает различные положения, если она отводится назад на 90, то это положение не указывается (одноименной поворот, шагом правой).
Прыжок – безопорное положение тела гимнастки в результате отталкивания. В зависимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: Открытый прыжок, Закрытый прыжок, Прыжки со сменой ног (вперед, назад, если колени согнуты, прыжок со сменой согнутых н.н.), Подбивные прыжки (вперед, назад, в сторону), Прыжок прогнувшись, Прыжок согнувшись, Прыжок, махом ноги, с поворотом кругом, Прыжок шагом, Прыжок касаясь, Перекидной прыжок, Прыжок касаясь, с поворотом, Прыжок шагом с поворотом, Все виды прыжков кольцом, Прыжок, махом ноги вперед-назад (разножка), Прыжок шагом в сторону.
Равновесие – сохранение устойчивости тела. В зависимости от наклона туловища равновесия могут быть: Переднее равновесие (туловище наклоняется вперед), Заднее равновесие (туловище наклоняется назад), Боковое равновесие (туловище наклоняется в сторону).
По амплитуде наклона туловища: Высокое равновесие (туловище не наклоняется), Горизонтальное равновесие (туловище наклоняется на 90°), Низкое равновесие (туловище наклоняется на 135° и более). По положению свободной ноги: Пассе, Аттитюд, Кольцом.
Волна – сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).
Волна рукой – волнообразное движение рукой (руками), начинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем разгибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положение кисти принято именовать так: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.
Танцевальные движения
Каждое танцевальное движение, используемое в художественной гимнастике, имеет свое название. Порядок записи следующий:
- положение ног;
- положение рук;
- положение туловища и головы;
- и.п. на площадке.
ШАГИ
Мягкий шаг – начинается с постановки пальцев, после чего следует мягкий перекат на всю стопу.
Высокий шаг – шаг вперед с энергичным сгибанием ноги (бедро и голень образуют прямой угол).
Острый шаг – сгибая ногу, сделать маленький шаг вперед, поставить на пол сильно оттянутый носок, энергично перекатиться на всю стопу и одновременно вынести другую ногу вперед.
Пружинящий шаг – из стойки на носках маленький шаг вперед с энергичным перекатом на всю стопу, быстро разгибая колено, перейти на носок и вынести другую ногу вперед.
Приставной шаг (вперед, назад, в сторону):
И.п. – III позиция, правая впереди, руки на пояс.
1 – шагом правой, стойка на ней, левая назад на носок;
2 – скользящим движением по полу приставить левую в и.п.
Переменный шаг:
И.п. – III позиция, правая впереди, руки на пояс.
1-2 – приставной шаг с правой вперед;
3 – шагом правой вперед, левая назад на носок;
4 – левую скользящим движением по полу провести вперед на носок.
Шаг галопа (вперед, назад, в сторону) – начинается скользящим движением ноги в сторону выполнения с последующим прыжком, толчком двумя.
Шаг польки – это переменный шаг, выполненный легкими прыжками:
И.п. – III позиция, правая впереди, руки на пояс;
«И» — небольшой подскок на левой, правая вперед-книзу;
1 – шаг галопа с правой;
2 – шагом правой подскок на ней, левую вперед-книзу. То же с другой ноги
Шаг вальса (вперед, назад, в сторону) – состоит из одного перекатного шага и двух шагов на высоких полупальцах:
И.п. – III позиция, правая впереди, р.р. на пояс;
1 – шагом правой, полуприсед на ней, левую вперед-книзу;
2-3 – два шага на носках с левой.
В соединении с галопом и полькой часто используют небольшие прыжки – подскоки.