Характеристика современных танцев. Часть 3. Джаз модерн, Контемпорари и другие танцы

Джаз  модерн

Джаз  модерн — это «микс» джаза, модерна и классического танца. Стиль джаз-модерн возник в начале 20 века как олицетворение духа перемен, свойственного началу века. В процессе развития различных направлений современного танца наблюдалось сближения джазового танца с танцем модерн и заимствования элементов и движений из классического балета. Так возник танец Джаз модерн.

Основанный на базе классического балета, этот танец, тем не менее, полностью сломал стереотипы классической танцевальной культуры IXX века. Это был новый язык движений, который вобрал в себя все пластическое богатство латиноамериканских, африканских, арабских танцев и соединил их с выразительностью эмоционального исполнения танцора, прошедшего хорошую классическую подготовку.

Эта техника органически соединила, казалось несоединимые вещи – энергию, ритм, координацию, силу и ловкость джазового танца;  идею и философию, свободный позвоночник, работу с дыханием и весом тела из танца модерн;  движения из классического балета, которые позволяют выработать устойчивость, шаг, выворотность, прыжок и вращение.

Именно джаз модерн стал той уникальной техникой, которая позволяет воспитывать универсального исполнителя.

Сейчас наблюдается все больше «микстовых» танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное: в независимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник, то процесс заимствования и соединения неизбежен. Именно из современного танца пришли в спорт, в частности в гимнастику, многие элементы свободной пластики, такие как волны, взмахи.

Джаз модерн развивался вопреки классическому балету, отрицая его консервативность и жесткие рамки. В джаз-модерне можно танцевать босиком, можно танцевать почти без одежды, а иногда даже и без музыкального сопровождения. Школа джаз-модерна позволит прочувствовать свое тело, научит выражать им тончайшие оттенки эмоций и ощущений, даст  безусловное чувство ритма и мощный эмоциональный заряд. Танцевальные навыки, которые получают занимающиеся на занятиях джаз-модерном универсальны, потому что современный джаз-модерн вбирает в себя также все самое лучшее из молодежных танцевальных культур, как клубных (латино, R’n’B), так и уличных (хип-хоп, брейк и др.).

Контемпорари

Классическая хореография, джаз, модерн  — все эти направления слились в новейшем современном танцевальном направлении  «Контемпорари данс», который является авангардом современного танцевального искусства.

Строгость классического балета мгновенно сменяется свободными передвижениями в характере модерна; резкие джазовые движения переходят в красивое классическое адажио, воздушные прыжки чередуются с портерными комбинациями – эти и многие другие приёмы контемпорари денс завораживают зрителя многообразием и оригинальностью.

 Contemporary танец — это не единый однозначный стиль, а объединение различных танцевальных методик, взятых из западного и восточного стилей. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Это и неоклассический танец, джаз, танец модерн, элементы и восточного искусства движения (цигун, тайцзицюань, йога).

В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. В занятие включены упражнения в партере (работа на  полу), на расслабление, а также стретчинг.

Отличительные особенности контемпорари является также  контрастность: чередование напряжения  мышц и резкого расслабления, падения и подъемы, резкие остановки (часто на прямых ногах), балансирование,  смена настроения и эмоций. Contemporary больше тяготеет к полу, при этом подчеркивается легкость и выразительность движений. Обычно танцуют босиком.

Особое внимание во время танца уделяется:

  • освобождению от мышечных зажимов;
  • расслабление и освобождение суставов;
  • выстраивание позвоночника;
  • налаживание связей между центром тела и его конечностями. 

Во время танца необходимо следить за:

  • дыханием;
  • осознанием своего тела;
  • перемещением своего тела в пространстве;
  • качеством движения, скоростью и силой движения.

Фанк, Хип-Хоп, Брэйк данс и др.

К другим современным танцам, которые особенно популярны в наше время и могут служить хорошим средством общей двигательной и танцевальной подготовки являются хип-хоп, фанк и др. В нашем современном мире танцевальных стилей особой популярностью пользуется такой танец, как hip-hop.

Основными элементами техники данного стиля являются движения под ритмичную музыку, прыжки, падения, а также легкие акробатические трюки. Появился данный танец в Америке, а танцевать его первыми начали афроамериканцы. Однако начиналось все в самом неблагополучном районе Нью-Йорка, а именно в Южном Бронксе, куда в 1967 году прибыл ди-джей Кул-Герк, который стал одним из основателей хип-хопа.  

В наши дни hip-hop культура содержит несколько составляющих: музыка – Rap, R’n’B; танец — Break Dance, New school of Hip-hop, Krump и др.; Graffiti – изобразительное искусство с помощью баллончиков; стиль одежды; особый сленг. 

Танец джаз-фанк впервые станцевали в США в восьмидесятых годах прошлого века. Он остается популярным до настоящего времени.

Этот танец заключается в смешение различных стилей, в частности джаза, хип-хопа, включая движения свободной пластики, волны, плавные и резкие движения. В отличие от хип-хопа он исполняется не с округлой, а прямой спиной.  Фанк с его изощренными синкопами создал диско, предельно простую музыку в ритмическом отношении. И в этом вопросе не последнюю роль сыграла музыка одного из самых выдающихся исполнителей музыки фанки-фьюжн Хэрби Хенкока.  

Фанк с простым ритмом выступил основой ритмической структуры другого стиля – диско.

Большой популярностью с 80-х годов прошлого века пользуется брейк данс. Первые курсы проводились в Москве при дворце культуры «Правда» под руководством знаменитого циркового режиссёра Валентина Гнеушева.  Первый Брейк Данс фестиваль «Папуга-86» прошёл в Паланге в 1986 году. В настоящее время различные российские танцевальные группы по брейк дансу успешно выступают на чемпионатах мира.

Многие  элементы брейк данса, как например волна в положении лежа на животе с продвижением вперед и назад, встречаются в соревновательных комбинациях художественной гимнастики. Волновой брейк данс обогатил художественную и эстетическую гимнастику разнообразием волн руками, туловищем.

Т.Лисицкая

Перейти:

Характеристика современных танцев. Часть 1

Характеристика современных танцев. Часть 2. Модерн-танец

admin