Три богини современного танца
Начнем нашу статью с наиболее известной в России –Айседоры Дункан
Айседора Дункан – одна из основоположниц танца модерн. Именно она резко порвала с традициями классического танца, танцевала без обуви (отсюда возник «танец босоножки»), в греческой тунике, выражая эмоциональную сторону сущности человека, обладая необыкновенной женственностью и красотой, естественностью движений. Ее имя, особенности творчества встречаются практически во всех книгах, учебных пособиях, статьях по художественной и эстетической гимнастики (З.Д. Вербова 1967 , Т.С. Лисицкая, 1987, И.А. Винер-Усманова, 2014 ) Известный многим роман, любовь и замужество Дункан с Сергеем Есенином сделали ее популярной героиней романов, библиографических книг, научных изданий посвященных современному танцу в России. Впервые она была в России в декабре 1904 года, в 1905- 1013 г.г. неоднократно приезжала в Россию, а с 1921 по 1924 жила в СССР. Она основала «Школу пластического танца Айседоры Дункан», которой в последствии до 1929 года руководила приемная дочь Айседоры Ирма Дункан. Затем студия была преобразована в «Концертную студию Дункан», которую возглавила М. Борисова и которая просуществовала до 1949 г. Была организована студия «Пластического движения», которой руководила З.Д. Вербова и где обучалась мой тренер по художественной гимнастики Н.Л. Кругликова, блестяще знавшая хореографию от классического танца до стиля модерн. Именно Надежда Лазаревна Кругликова привела мне любовь к танцу, самовыражение через пластику тела, отношение к танцу как к тайне души. Зинаида Давыдовна Вербова – автор книги «Искусство произвольных упражнений» (1967), подруга моего тренера часто приходила к нам на тренировки, которые проходили в Высоко-Петровском монастыре— (мужской ставропигиальный монастырь Русской православной церкви в Москве, расположен на улице Петровке, закрытом большевиками в 1929 году. Деятельность монастыря возобновлена с 2009 года. Я помню как Зинаида Давыдовна сидела на стуле и ставила мне упражнение без предмета на музыку С. Рахманинова «Вешние воды». Не было указаний в виде: «Здесь прыжок шагом, а потом поворот». Она говорила: «Представь себе сильный ветер поднимающий тебя над землей и ты кружишься, кружишься…». А играл всеми любимый и уважаемый Алеша Головин – теперь профессор Женевской консерватории.
Во так и получилась связь через века!
Марта Грэм (Martha Graham), устаревший вариант написания фамилии — Грэхем (11 мая 1894, Аллегейни — 1 апреля 1991, Нью-Йорк). Грэм — американская танцовщица и хореограф, создательница свободного танца. Школа Грэм и ее техника стали основой для хореографии модерна и повлияли на развитие балета во всем мире.
Martha Graham родилась в 1894 году в штате Пенсильвания, в семье поселенцев в Америке, которые приехали из Шотландии. Огромное влияние на нее оказывает отец врач психиатр, работавший с людьми, страдавшими душевными расстройствами. Его больные занимались физическими упражнениями, а он заявлял, что тело человека выражает все его чувства. Эту идею впитала в себя Марта, обожавшая танцы. Несмотря на недовольство консервативных родителей, считавших, что это греховное занятие, она стала балериной и хореографом, начав профессиональные занятия танцами в 20 лет. Она обучалась в школе Денишоун, которой руководила сама Руфь Сен-Дени (Ruth St. Denis, при рождении Ruth Dennis) — знаменитая американская танцовщица и хореограф эпохи модерн вместе с Тедом Шоуном – известным танцовщиком, хореографом и педагогом. Через несколько лет она войдет в труппу «Денишоун» и дебютирует в ее спектаклях на большой сцене.
1926 году Марта Грэм основывает свою труппу, поначалу состоящую из одних женщин, а позже набирает и мужчин. Марта Грэм создала особую технику, которая остается основополагающей в современном танце модерн, основанную на концентрации и дыхании. Значительное внимание при этом уделяется эстетическому началу. За свою творческую жизнь Марта Грэм сочинила 180 спектаклей
И сейчас изучение танца модерн не обходится без придуманную ею технику, состоящую из сжатия и расслабления, которая является основополагающей в современном танце модерн (contraction-release). Никто не знает, как бы сложилась история современного танца без гениальной женщины, ушедшей в возрасте 96 лет, в 76 лет она ушла со сцены. Вот некоторые ее высказывания:
«Тело скажет о том, о чем не расскажут слова».
«Художник – это время, а все остальные от него отстают».
«Тело – священная одежда, тайный язык души».
«Руки человека растут из спины, поскольку изначально они были крыльями».
«Движение должно и может определить эмоцию более точно, чем слова».
«В мои 96 меня спросили о том, верю ли я в жизнь после смерти. Я знаю, что жизнь, как и энергия, непрерывна, и боюсь забвения. А пока я смотрю в лицо настоящему».
Мэри Вигман (1886 -1973)
«Наш танец рожден духом нашего времени и несет на себе его печать, как ни одна другая форма искусства».
Они училась в школе Эмиля Жак-Далькроза в Хеллерау недалеко от Дрездена, швейцарского композитора, который создал собственную систему движений под названием «эвритмика» (нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте). Ей было уже 23 года. Она особенно увлекалась ритмической гимнастикой. Выпускники школы получали диплом преподавателей музыки и ритмики. Это были годы, когда женщины в Европе боролись за свободу и освобождения, возможность учиться в университетах, осуществлять личную потребность в творчестве, политике.
Ее вклад в танцевальное искусство ценен тем, что она, как Марта Грэм, Айседора Дункан, является основателем современного танцевального движения. Но в ее танце больше экспрессионизма, человеческих страстей. В ее танцевальном стиле использовались музыкальные инструменты не характерные для западной цивилизации, такие как: гонги, барабаны и колокольчики. Многие ее постановки были вообще без музыкального сопровождения. Артистизм, ритмика и свобода — танцевальное кредо Мэри Вигман. В ее танцах всегда был продуманный сценический образ, ритмичность и естественная свобода движений. Со своей труппой она много гастролировала в Германии, Америке.
Мэри Вигман считается одним из основателей одного из направлений современного танца — контемпорари.