Эстетическая коррекция фигуры средствами фитнеса. Заключение: Эстетика и фитнес в современном обществе
При объяснении привлекательности фитнес-программ и технологий обращается внимание также на то, что они направлены не только на улучшение здоровья и физической подготовленности человека, но также на преобразование его внешнего облика (устранение лишнего веса, формирование красивой фигуры, выработка правильной осанки и красоты движений), формирование и совершенствование эстетики движений.
Есть все основания считать, что популярность современных фитнес направлений и телесно-ориентированных практик вообще является также результатом существенных изменений и даже «революции» в отношении человека к телесности в постсовременном обществе. Некоторые исследователи рассматривают фитнес-движение как ответ личности на ожидания модернистской культуры, в соответствии с которой культивируются альтернативные формы спортивных отношений. Эти формы не нацелены на успех и на сравнение успехов, а учитывают самые разнообразные желания и потребности: телесные (и духовные) пограничные ощущения; внутреннего познания и самопознания (ожидают от йоги и медитативного бега); тоска по определенным телесным (физическим) идеалам.
В научных публикациях выделяются различные факторы, которые определяют данную «телесную революцию». К числу таких факторов относит «парадоксальную одновременность», с одной стороны, отрицания тела, а с другой, — возрождения и подъема ценности тела. «Отрицанию тела» в современной жизни содействует развитие современных технологий. «Физические требования, основанные на использовании ресурсов тела, почти исчезли как результат увеличения использования машин, моторов, роботов и компьютеров в работе и транспортировках». С другой стороны, характерные для современных людей стрессы, психосоматические проблемы и сердечнососудистые болезни содействуют тому, что человеческое тело вновь обретает актуальность, более популярными становятся телесно-ориентированные практики, различные формы двигательной активности. Фактически речь идет о становлении, формировании и развитии новой (современной) модели телесной культуры, которая соответствует некоторым новым важным социальным потребностям людей и потому вызывает у них повышенный интерес.
Наиболее важное значение в процессе модернизации телесной культуры имеет пересмотр положения о том, что человек «имеет тело», замена его положением «человек есть тело». В соответствии с этой новой ориентацией формируется настоящий культ тела, эстетическая ценность. Этот социальный процесс определяет многие особенности отношения людей к своей телесности. К числу таких особенностей, следствием которых является популярность различных телесноориентированных практик, относятся:
— изменение идеалов тела, усиление желания людей справиться с собственным телом — как реакция на «эрозию сверхиндивидуальных чувственных инстанций», рационализацию окружающего мира и постоянные экологические шоки;
— стремление людей к неограниченной технической манипуляции с телом, его совершенствованию и освобождению;
— «возвращение тела», символизирующее протест против общественно-культурного нормирования, делающий возможными индивидуальные поиски его смысла;
— такое отношение человека к телу, когда оно формируется по нормативным образцам и служит символом статуса, демонстрации трудоспособности;
— ориентация на компенсацию определенных дефектов телесности, но не благодаря развитию других способностей, а посредством «стремления к определенной, идеально воспринимаемой форме тела»;
— тело выступает здесь не только как символ смысла жизни, но, скорее, само поднимается до смысла жизни и т.д.
Показателем процесса повышения ценностной ориентации современных людей на свою телесность является усиление их интереса и общества в целом к здоровью, физической подготовленности, внешнему виду, физическому имиджу, их желание иметь хороший внешний вид и устранить внешние признаки несовершенства, т.е. стремление к совершенствованию собственного тела.
Следует отметить и такие новые ценности тела, как «тело без лишнего веса» (иллюстрацией служит озабоченность женской половины человечества стройным телом), а также «медикализованное тело», активно усваивающего разнообразные медицинские услуги, которые предоставляют современные высокие технологии.
Все большее внимание привлекают и эстетические ценности тела. Однако при этом возникает важная социальная проблема: повышенная ориентация на телесность с акцентом на физическую красоту (эстетику) приводит к некоторой дискриминации тех лиц (прежде всего инвалидов), кто в этом плане имеет определенные недостатки.
Кроме того, наблюдается плюрализм разных моделей красоты тела, вследствие чего нередко стирается различие между красотой и полезностью в отношении телесности.
Выдвигая тело человека в самостоятельный и центральный пункт своей деятельности, фитнес-технологии и другие телесноориентированные формы и методы ставят своей целью сформировать у людей определенные компоненты телесности человека: заботу о своем теле, прежде всего о внешнем виде, здоровье, самочувствии, что позволяет индивиду «быть эффективным, успешным», «способным решать жизненно важные проблемы».
Наблюдается повышенное внимание к различным аспектам телесного совершенства, заботе о теле с использованием разнообразных средств (диеты, гигиены, двигательной активности и т.п.), соответствующему поведению (здоровому образу жизни) может иметь не только позитивное, но и негативное значение, если при этом проблемы духовного развития личности отодвигаются на задний план. Это имеет место и в фитнес-движении.
Акцент в большей мере концентрируется не только на развитии скоростных, силовых и волевых качеств, телесно-ориентированная психотерапия нацелена на высвобождение излишних напряжений в теле и гармонизацию телесных функций на эмоциональном и когнитивных уровнях.
Указанные аспекты идеологии фитнес-движения и та система телесно-ориентированных технологий, форм и методов, которая положена в основу его практической деятельности, а также ее подчинение коммерческим интересам противоречат идеям гуманизма. Согласно гуманистическому подходу, телесное совершенствование должно дополняться и органично связано с различными направлениями его духовного совершенствования — психического, нравственного, эстетического, экологического и т.д.
Все это важно учитывать при оценке не только фитнес- технологий В качестве сопутствующих и дополнительных мероприятий предлагаются — в зависимости от размеров фитнес-центров — такие связанные с фитнесом тренировочные программы и направленные на собственную «работу с телом», как то: солярий, сауна, паровая баня, подводный массаж, мышечный массаж, косметические услуги (включая парикмахера), еда, напитки и т.д. В данной ситуации люди обращаются к своему телу, рассматривая его как надежную основу для самореализации и индивидуального отличия. Это проявляется в том, как они представляют себя, используя элегантную одежду, косметику, стрижки, меняя цвет волос, нанося татуировки и делая пирсинг.
Эстетическая коррекция фигуры средствами фитнеса. Раздел 1
Эстетическая коррекция фигуры средствами фитнеса. Раздел 2: Уход за ногами
Эстетическая коррекция фигуры средствами фитнеса. Раздел 3: Как создать эстетическое тело