Детский фитнес как лекарство
Детский фитнес имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач реабилитационного фитнес — предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. Формы занятий в большинстве случаев те же, что и у взрослых, но отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями, соответствовать возрастным физиологическим характеристикам. Большой популярностью в последнее время пользуется Animal Flow — новый вид функционального тренинга с элементами йоги, танца «Контемпорари». Во время тренировки включены все конечности, полноценно работают все мышцы тела.
Постковидная реабилитация детей
У детей и подростков после заболевания коронавирусной инфекции COVID-19 может наблюдаться общее ухудшение физического состояния, быстрая утомляемость. Особенности медицинской реабилитации детей
после перенесенного заболевания должна учитывать клинико-лабораторное обследование, рекомендации врачей и допуск к занятиям физической культурой, реабилитационном фитнесом.
В первую очередь, необходимо заняться упражнениями общей физической подготовки, в основном на платформе гимнастических упражнений: суставной гимнастикой, использование общеразвивающих и общеоздоровительных систем гимнастических упражнений, в особенности упражнений фитнеса, имеющих тяготение к так называемым ментальным и телесно ориентированным направлениям. К последним относится метод Пилатеса, который состоит в получении положительных эмоций от занятий, а не в изнуряющей тренировке, приносящей боль. Большое значение Дж. Пилатес придавал уверенности в достижении успеха, в позитивной отдаче от упражнений. Очень важна психологическая установка на настойчивость в достижении цели и вере в положительное воздействие методики. Недавние исследования в травматологии показали интересную особенность: умственная (воображаемая) разминка для мышц рук привела к увеличению их мускульной силы, что еще раз подчеркивает взаимосвязь тела и разума. В основе метода «Пилатес» лежит интегрированный подход к развитию физических качеств (силы, гибкости и т. п.). Тело при этом рассматривается как единое целое. Один из важнейших объектов воздействия в системе «Пилатес» – позвоночник. Предусмотрено большое количество упражнений для восстановления при болевых синдромах в различных отделах позвоночника. Важно, чтобы позвоночник был прочным, но вместе с тем свободным и подвижным. Все зависит от степени развития, организованности и уравновешенности мускулатуры (см. книги: О.Буркова, Т. Лисицкая — «Пилатес» — фитнес высшего класса»; Джейн Патерсон – «Система физических упражнений Пилатеса при дефектах осанки и последствиях заболеваний и травм. Практическое руководство»). Каждое упражнение программы Пилатес имеет свой режим дыхания. Для большей части упражнений существует одно общее правило:
— вдыхайте, готовясь к движению;
— выдыхайте в процессе движения.
Рекомендую также метод Фредерика Матиаса Александера, в основе которого лежит умение научиться приостанавливать, предупреждать свои автоматические действия. Спонтанность при этом ни в коей мере не приносится в жертву «торможению»: непринужденная и грациозная в своих движениях и одновременно прекрасно контролирующая себя кошка – яркий пример того, к чему следует стремиться.
Тренировка дыхательных мышц. В некоторых случаях могут поражаться дыхательные мышцы. Если этот компромисс касается инспираторных мышц. Основные инспираторные мышцы — это диафрагма и наружные межреберные мышцы. Это повлияет на инспираторную фазу кашля, а также на способность мобилизовать объемы, обеспечивающие эффективный газообмен. Если эти поражения влияют на мышцы выдоха, это выражется на экспираторной фазе кашля и способности удерживать тонус мышц брюшной стенки. По этой причине тренировку дыхательных мышц следует рассматривать как альтернативу тем детям, у которых показатели силы и сопротивления при дыхании ниже контрольных значений.
Нормальный расслабленный выдох — это пассивный процесс, происходящий вследствие эластичного сокращения легких и поверхностного натяжения. Однако, есть несколько мышц, помогающих сделать принудительный выдох. К ним относятся внутренние межреберные мышцы, самые внутренние межреберные мышцы, подреберные мышцы и мышцы передней брюшной стенки.,
Обучение правильному дыханию по методике Пилатеса – достаточно сложный процесс. Главное помнить, что ритм дыхания при выполнении упражнений должен практически совпадать с ритмом обычного дыхания человека. Показателем достижения этой цели должно служить сохранение или незначительное превышение ЧСС. Основной ошибкой, мешающей достижению этой цели, может быть высокий, неадекватный уровень сложности выполняемой программы, что создает перенапряжение в мышцах и вызывает задержку дыхания, что в свою очередь может привести к повышению кровяного давления.
Оценка одышки и восприятия нагрузки. Одышка возникает в результате взаимодействия множества физиологических, социальных, психологических и экологических факторов и может вызывать вторичные физиологические и поведенческие реакции. Одышка — один из самых ограничивающих и неприятных симптомов у детей с последствиями респираторных заболеваний. Достижение максимального физического, эмоционального и социального потенциала детей с последствиями после коронавирусной инфекции, является обязанностью профессионалов фитнеса, но огромное влияние на ребенка окажет участие в занятиях всей его семьи.
Текущие научные данные показали, что регулярная физическая активность дает несомненную пользу, поэтому жизненно важно, чтобы упражнения играли центральную роль в жизни детей с последствиями после коронавирусной инфекции и делают необходимым внедрение комплексных программ реабилитации детей в различных медицинских центрах или фитнес центрах. Кроме того, следует проводить систематические исследования, включающие оценочные тесты и рекомендации по лечению, которые не являются частью текущей рутинной задачи, но выполнение которых как можно скорее имеет важное значение для увеличения доказательств в этой сложной области здравоохранения.
Фитнес при астме
Оздоровительный фитнес является противопоказанием для занятий с больными астмой, однако больному следует обсудить эту проблему с врачом. Больным астмой рекомендуется аквафитнес, включая аквааэробику, а также классические виды аэробики (базовая аэробика, степ-аэробика, силовые виды без значительных отягощений, как например в памр-аэробике, йога, тай-чи и др.). Практические рекомендации заключаются в следующем:
— необходимо иметь при себе препараты, предписанные врачом для предотвращения приступов астмы, и применять их при первых признаках появления хрипов;
— интенсивность занятий для начинающих должна быть низкой с медленным повышением в процессе регулярных тренировок и адаптацией к нагрузкам и условиям;
— интенсивность следует уменьшать при появлении симптомов заболевания;
— применение ингаляции за несколько минут до начала занятий поможет уменьшить риск приступа астмы;
— во время тренировки после каждых 20 мин работы следует пить воду – 150 г;
— условия проведения занятий должны соответствовать гигиеническим нормам. Не рекомендуется заниматься в холодных, плохо проветренных помещениях.
— упражнения следует выполнять регулярно (3-4 раза в неделю);
— длительность тренировки – 30-45 мин;
— необходимо соблюдать принцип индивидуализации, поэтому наиболее эффективным можно считать персональные тренировки, однако не исключаются и групповых виды занятий;
— выполнение упражнений следует сочетать с правильным дыханием, никогда не задерживать дыхание во время занятий;
— после занятий следует хорошо отдохнуть.
Фитнес при отклонениях веса тела от нормы
С началом занятий в школе дети проводят уже гораздо меньше времени на воздухе, часто нарушается их режим питания. Отсюда высокая частота инфекционных, аллергических, сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Увеличивается число тучных детей. Последние исследования ученых убедительно показали угрозу раннего ожирения у детей и повышения уровня холестерина. Для оценки соответствия веса ребенка норме применяется индекс массы тела.
Формула такая: ИМТ = вес ребенка : роста ребенка в квадрате ( в метрах)
Для интерпретации полученных данных ИМТ следует обратиться к таблице, приведенной ниже.
На графике отмечаются показатель ИМТ по формуле, указанной выше и возраст. Отмечается точку пересечения их на плоскости, по которой и оценивается состояние ребенка: вес ниже нормы, здоровый вес, выше нормы, ожирение Таким образом можно определить, в каком диапазоне лежит вес ребенка относительно роста и возраста. |
Если раньше считалось, что для похудения следует применять в основном кардиотренировки (в соотношении 70% кардио, 30 % силовые), то сейчас многие специалисты приходят к мнению о важности занятий на силу. Они рекомендуют соотношение кардио и силовых нагрузок в пропорции 50-50%. Тренировки с детьми 7-10 лет следует проводить 2-3 раза в неделю, включая в программу как силовые так и умеренные нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Желательно проводить занятие в формате «рондо»: достаточно интенсивные нагрузки в виде упражнений классической аэробики, беговых нагрузок до 3 мин (часть А), затем силовая часть – 5 мин (общеразвивающие упражнения для крупных групп мышц стоя или в партере – часть Б), вновь повторить части А+Б еще 2-3 раза.
Одновременно с повышением двигательной активности следует следить за правильным, сбалансированным, рациональным питанием. Лучше посоветоваться с врачом. Но в любом случае следуем опасаться каких-либо диет, вегетарианства. Просто уменьшить количество потребляемой пищи, питаться чаще – 4-5 раз в день, больше есть овощей, фруктов, вместо чипсов, и запивать обычной водой, сократив употребление сладких газированных напитков. При проведении занятий с подростками 14-17 лет, если нет других сопутствующих заболеваний (щитовидной железы, диабета и др.) занятия проводятся по общей программе.
Другая проблема – вес ниже нормы, желание быть соответствующей моде, часто рекламируемой СМИ (60-90-60), похожей на модели, приводит девушек к серьезному заболеванию – анарексии. В этом случае нужна помощь врача и совместная работа с ним, специальные программы, позволяющие оказывать общеукрепляющее воздействие на организм, снимающее психические зажимы, комплексы.
Тренировочная программа занятий для страдающих диабетом
Проведенные в последнее время исследования дали основание предположить, что регулярные занятия физическими упражнениями улучшают регуляцию содержания сахара в крови. Наиболее благоприятным режимом для диабетиков I типа является тренировка каждый день, желательно после приема пищи, что во многом естественно усложняет и ограничивает привычный образ жизни и требует от больных мобилизации воли. Для больных сахарным диабетом II типа физические упражнения занимают второе место (после правильного питания) в регулировании сахара в крови, так как тренировка повышает чувствительность к инсулину. Однако необходимо помнить, что неадекватные физические упражнения могут усугубить течение болезни и привести к различным осложнениям в состоянии здоровья человека (чрезмерное колебание систолического давления, кровоизлияние в сетчатке глаза, риск образования язв на стопах, ортопедические травмы, резкое повышение температуры тела, осложнения в деятельности сердечнососудистой системы др.).
Среди различных видов двигательной активности (ходьба, бег, плавание, рекреационные виды спорта и др.) для больных диабетом рекомендуются различные виды аэробики и фитнес-гимнастики: классическая аэробика, степ-аэробика, танцевальные виды аэробики, круговая тренировка силовой направленности в сочетании с аэробной нагрузкой. В возрасте 14-18 лет возможно использование кардио-тренажеров, а при хорошем состоянии и тренированности – силовые тренажеры, но под контролем специалиста (персональные тренировки).
Упражнения силовой направленности следует выполнять 2-3 раза в неделю, отдельно от кардионагрузки, а если это невозможно, то после, а не до аэробной части занятия. Наиболее благоприятным режимом является тренировка силовой выносливости с небольшим отягощением. Подбирать упражнения следует с учетом охвата больших групп мышц. Нежелательно выполнять упражнения с удержанием тяжести над головой в течение нескольких секунд. Эти упражнения могут негативно воздействовать на сердце и сосуды. Дыхание должно быть ритмичным, без задержки и натуживания.
Для больных диабетом физические упражнения аэробной направленности не должны превышать 10-15 минут у младших школьников и 30-45 мин. у старших школьников. Более продолжительные занятия средней интенсивности предпочтительнее, чем высокоинтенсивные меньшей длительности, так как первые являются более эффективными для регуляции уровня глюкозы в крови и несут меньший риск возникновения осложнений.
Для слабоподготовленных можно рекомендовать программу, предложенную учеными Стенфордовского университета (США): проведение трех 10-минутных тренировочных занятий в день. Перед занятием и после необходимо выполнять разминку и «заминку» длительностью не менее 5 мин.
Среди общих рекомендаций следует отметить необходимость согласования (лучше с врачом) диеты и приема инсулина или других медикаментозных средств с расписанием тренировочных занятий. При занятиях с больными диабетом важно постоянно поддерживать мотивацию, поощрять даже малейшие успехи. Важна поддержка со стороны учителя, оказание помощи в выборе средств, методике освоения упражнений. Существенное значение имеет благожелательная дружеская атмосфера, также поддержка друзей и родных.
В случае гипогликемического приступа даже незначительного (дрожь, повышение ЧСС, усиление потоотделения) следует в первую очередь прекратить занятие и, если это возможно, проверить уровень содержания глюкозы в крови. После принятия углеводов следует отдохнуть 10-15 мин. Если самочувствие улучшилось, можно продолжать занятие. Если самочувствие полностью не восстановилось, лучше прекратить заниматься и в дальнейшем откорректировать тренировочную нагрузку и дозу инсулина или других гипогликемических препаратов.
Фитнес при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Кинезиотерапия
Я позволю себе не останавливаться на характеристике самих заболеваний, им посвящено много монографий, книг, статей, методических пособий. Сейчас возникла целая область науки, которая занимается проблемами, связанными с восстановлением работы опорно-двигательного аппарата. Это — кинезиотерапия. Кинезиотерапия — естественный метод восстановления работы организма при возникновении проблем опорно-двигательного аппарата воздействием на систему мышц, связок, суставов. Данный метод включает: комплекс лечебной физкультуры в динамическом режиме; занятия на тренажерах; спортивно — прикладные упражнения; игры; дыхательную гимнастику. Кинезиология — наука, изучающая механизмы формирования движения и причины его нарушения. Мышца — индикатор нарушения здоровья и его благополучия. Кинезиотерапия — это лечение движением (пациент многократно повторяет одни и те же движения и доводит их до совершенства), тем самым воздействует на систему мышц, связок, суставов. Все системы организма связаны с мышцами в виде мышечных рефлексов. Данный метод построен на способности мышц организма реагировать на малейшие изменения настроения человека и его мысли. Наше тело играет интегрирующую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости. Именно телесные ощущения «подкармливают» мозг информацией, идущей от окружающей среды, формируя, таким образом, понимание мира и создают основу для развития интеллектуальных возможностей. Кинезиотерапия — это уникальный метод, позволяющий выявить и устранить психоэмоциональную причину практически любого психосоматического заболевания, быстро и эффективно избавить организм от последствий пережитого стресса. Любая информация, поступающая извне, не только осознается человеком, но и запоминается клетками его организма. Негативная информация (стрессы, усталость, психологические проблемы и т.д.) приводит к развитию энергетических и мышечных блоков, зажимов, спазмов и т.д. В таком виде след от пережитой когда-то травмы может храниться долгие годы, и часто человек уже и не помнит о неприятном событии, а оно все равно продолжает оказывать влияние на его жизнь и поступки. С помощью мышечного тестирования можно безошибочно определить в каком возрасте человек пережил ту или иную стрессовую ситуацию, которая и положила начало его болезни. Кроме того, определяется способ реагирования человека и его эмоциональный фон при столкновении с проблемой. Иначе говоря, почему человек выбрал болезнь или ошибки вместо того, чтобы адекватно принять ситуацию, понять и откорректировать ее. Затем, с помощью определенных техник кинезиотерапии «стирается» вся негативная информация (мышечные и энергетические блоки, зажимы и др.), оставленная действием травмирующего фактора с уровня клеточной памяти и подсознания. Таким образом, устраняется значимость этого переживания для человека, и оно перестает оказывать влияние на его жизнь и поступки (см. статью «Мой майндфулнесс» на моем сайте). Методы кинезиотерапии совершенно безопасны, поэтому их можно применять даже детям с самого раннего возраста, беременным, кормящим женщинам и пожилым людям. Однако данный метод требует особой подготовки специалистов. Остановимся на физических упражнениях, доступных детям, подростках и их учителям.
При проведении занятий с детьми и подростками можно проводить занятия по системе Пилатеса длительностью 30-45 минут (в зависимости от возраста). От 7 до 11 лет значительно улучшается память, совершенствуется координация движения, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознанием. Чтобы избежать скуки, монотонности рекомендуется шире применять различное малое оборудование: фитболы, медицинские малые мячи, обычные мячи, размер которого зависит от возраста занимающихся и конституции и др. Базовые упражнения системы Пилатеса можно применять в партерной части (упражнения на полу) комплексного урока по классической аэробике, степ-аэробике и даже в уроках по хип-хопу. На основе данных упражнений на силу в сочетании с упражнениями на гибкость создаются специальные сбалансированные программы для мышц живота и спины, которые обладают хорошим профилактическим эффектом против заболеваний позвоночного столба и суставов.
С основными концептуальными положениями в области реабилитационного фитнеса детей вы можете познакомится в статье «Физическая реабилитация детей и подростков».