Физическая реабилитация детей и подростков

В последние годы в нашей стране увеличивается заболеваемость детского населения, что обусловлено сложными экономическими и экологическими условиями. Сложившаяся практика и многочисленные научные данные свидетельствуют о низком уровне постановки работы с больными и ослабленными детьми и подростками, особенно в последние два года, когда коронавирусная инфекция коснулась и данной  возрастной категории. Прежде чем перейти конкретно к изложению теоретико-практических закономерностей работы с данным контингентом, определимся в основных терминах и понятиях. 

Лечебная физкультура – это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая  теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний. Русский термин «лечебная физическая культура» официально принят в 1928 году. До этого использовали термин «врачебная гимнастика». Правда, физиотерапия у нас в стране и физиотерапия за рубежом — это немного разные вещиНекоторые методы лечебного воздействия находятся посередине между лекарственной терапией и методами физиотерапии — например, фонофорез и электрофорез, при которых лекарства доставляются в ткани при помощи ультразвука или электрических импульсов. Одни методы физиотерапии требуют наличия сложной дорогостоящей аппаратуры, другие можно проводить на дому, используя подручные средства Физиотерапия — это дополнительные методы лечения, позволяющие в 1,5-2 раза ускорить выздоровление человека, уменьшить риски развития побочных эффектов и снизить угрозу возникновения рецидивов. 

Адаптивная физическая культура — это физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. 

В настоящее время особое значение приобретает реабилитационный фитнес для тех детей, подростков, молодых людей, для которых в связи с заболеваниями разной степени тяжести и крайне низким уровнем физической подготовленности, современное состояние традиционных форм системы физического воспитания не могут удовлетворить в полной мере. Еще несколько лет назад реабилитация была привилегией медицинских работников и поводилась в рамках здравоохранения  в лечебных заведениях, специализированных по профилю заболеваний: кардиологические, неврологические, ортопедические и др.  В последние годы ситуация изменилась, фитнес перестал быть развлечением и все больше становится неотъемлемой частью реабилитационного процесса. 

Поскольку речь в данной статье пойдет о работе только с детьми, умеющими отклонения в состоянии здоровья, позволяющими им учиться в обычных общеобразовательных школах, мы будем применять термин «реабилитация», а так как речь пойдет об использовании современных средств фитнеса – «реабилитационным фитнесом».

Именно так в международной практике именуется подобного рода занятия. Возможно выделить следующие периоды в реабилитации и оздоровлении человека:

  • Острый период заболевания. Применение физических упражнений почти полностью исключается.
  • Период реабилитации. Проводится в стационарах, специальных реабилитационных центрах под руководством врачей и методистов лечебной физкультуры (ЛФК).
  • Пост-реабилитационный период. Проводится  не только в реабилитационных центрах и поликлиниках, но и в фитнес-клубах, спортивно-оздоровительных центрах, фитнес-студиях, в онлайне.
  • Период оздоровительно-развивающей физической тренировки (ОРФТ). После выздоровления, в состоянии длительной ремиссии становятся возможными и  регулярные  оздоровительные тренировки.

С каждым днём появляется все больше новой информации о группах риска, течении, лечении новой коронавирусной инфекции у детей и подростков.  Исследование более 2100 детей с подозрением или подтверждённым COVID-19 в Китае в период с конца декабря по начало февраля 2021 года показало, что чуть менее 11% младенцев перенесли тяжёлую форму новой коронавирусной инфекции. Для сравнения, в группе детей возраста от года до пяти лет такой формой переболели около 7% детей, 4% детей от 6 до 10 лет, 4% детей от 11 до 15 лет и 3% детей от 16 лет и старше. В Южной Корее, обнаружили, что дети младше 10 лет передают вирус другим людям намного реже, чем взрослые, хотя риск не равен нулю. Но казалось, что дети старшего возраста и подростки в возрасте от 10 до 19 лет так же заразны, как и взрослые (http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/63/4420/ ). Основным принципом организации комплексной реабилитации детей после перенесенной вирусной инфекции COVID-19 является  арсенал реабилитационных технологий, куда входят  входят средства и методы лечебной физкультуры, программы ментального фитнеса, механотерапия, физические методы реабилитации, а также остеопатическая коррекция и рефлексотерапия. Специалисты разрабатывают индивидуальную программу медицинской реабилитации, определяют цель и задачи текущего курса реабилитации, проводят необходимые исследования. 

Основными концептуальными положениями в области реабилитационного фитнеса детей и подростков являются:

— наличие строго дифференцированного подхода с учетом характера и тяжести заболевания;

— построение новых комплексных программ, учитывающих достижения в области оздоровительного фитнеса и лечебной физкультуры;

—  строгое соблюдение дидактических принципов обучения;

—  соблюдение принципов оздоровительно-развивающей тренировки.

Ниже приводятся основные заболевания, при которых особо  стоит проблема использования разработок в области реабилитационного фитнеса.

— заболевания сердечнососудистой системы;

— хронические неспецифические заболевания органов дыхания: бронхиальная астма, хронический бронхит, осложнения после COVID-19;

— лор-заболевания;

— заболевания органов пищеварения;

— заболевания эндокринной системы и обмена веществ;

— патология зрения;

— заболевания и дефекты опорно-двигательного аппарата;

— заболевания и отклонения в нервно-психическом статусе;

— часто болеющие дети.

Многие заболевания носят генетически детерминированный характер, другие являются следствием плохие социальных условий в раннем возрасте, воспитание неправильных двигательных стереотипов и др. В подростковом возрасте  могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной и эндокринной систем. Нагрузка на эндокринную систему может способствовать развитию заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета. Часто наблюдается так называемое «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, сердечным шумом, выявляемым при выслушивании сердца. Чаще изменения сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно спортом, или наоборот при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления («юношеская гипертензия»), сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль в области лба. Могут отмечаться изменения и со стороны желудочно-кишечного тракта, легко возникают нарушения сокращения кишечника и продвижения по нему пищи (ускорение или замедление), заболевания желчевыводящих путей. При переохлаждении поясничной области у девочек-подростков  развиваются воспалительные заболевания мочевыводящих путей. К заболеваниям мочевыводящих, а также половых органов приводит современная мода — тяга девушек к сильно заниженной линией брюк и коротким майкам, свитерам, куртками. Не рекомендуется проведение занятий, в особенности в партере (лежа и сидя  на полу) без ковриков. 

Нередко именно в подростковом возрасте при интенсивном чтении и умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения, что необходимо учитывать при включении силовых нагрузок на занятиях фитнесом и различными видами спорта. При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении у подростков могут возникать головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии иногда развиваются даже обморочное состояние, рвота. Такое явление как хроническая усталость также часто встречается уже в возрасте 10 лет и старше. Причиной этих расстройств может быть  неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, а также психическое и физическое перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, если же они появились вновь, надо обратиться к врачу для выяснения их истинной причины. 

В статье «Детский фитнес как лекарство» вы сможете познакомиться с различными формами занятий при некоторых патологиях.

Т.Лисицкая

admin