Рабочая программа фитнес для детей – для тех, кто учит!

 «Методика проведения занятий физической культурой и фитнесом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Программа дисциплины «Методика проведения занятий физической культурой и фитнесом с деться дошкольного и младшего школьного возраста» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  высшего профессионального образования (ВПО) с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (ПрООП), на основе учебного плана по направлению подготовки 034300 «Физическая культура»

  1. Цель и задачи освоения дисциплины

Курс имеет  четко выраженную профессионально-прикладную направленность. Цель курса – повышение уровня профессиональной компетентности будущих специалистов по фитнесу, как одному из наиболее популярных направлений оздоровительной физической культуры, формирование у них специальных профессиональных компетенций: знаний, умений и навыков, а также развитие личностных качеств, необходимых в непосредственной профессиональной деятельности – работе инструктора по фитнесу.

Задачи курса:

— ознакомить тренеров, инструкторов, учителей с современной концепцией оздоровительной физической культуры;

— сформировать основы профессиональной компетентности специалиста по детскому фитнесу, необходимые для практической деятельности в сфере оздоровительной физической культуры; 

— изложить систему занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с использованием современных фитнес технологий; 

—   изучить значимые для сферы оздоровительной физической культуры формы общения, развить навыки эффективного профессионального поведения в специфических профессиональных ситуациях.

1.2. Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста 

В настоящее время, когда осуществляется реформа всей системы высшего профессионального образования, одной из главных задач модернизации является обеспечение качества профессиональной подготовки специалистов, что связывается, в первую очередь, с  их умением применять свои знания, умения и навыки в ситуациях профессиональной деятельности. Это актуализирует проблему реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов, формирования у них как базовых, так и специальных профессиональных компетенций, необходимых для работы в конкретной сфере физической культуры и спорта. 

Введение данного курса обусловлено тем, что специалистам по детскому фитнесу,  планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с оздоровительной физической культурой, необходимы  как теоретические знания (анатомии, физиологии, психологии и др.), так  и практические умения и навыки,  сформировав у них профессионально значимые умения, развив навыки эффективного профессионального поведения в конкретных ситуациях, приближенных к реальным. Это поможет специалистам быстрее адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям их профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 

В процессе освоения данной дисциплины формируются следующие профессиональные (ПК) компетенции:

  • способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии;
  • применяет на практике основные учения в области физической культуры;
  • способен формировать личность занимающихся в процессе занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям, в частности к здоровому образу жизни;
  • самостоятельно проводит физкультурно-спортивную  деятельность в учреждениях различного типа, с учетом психофизических особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов;
  • умеет выбирать средства и методы тренировочной   двигательной на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

— сущность и социальную значимость такой профессии как инструктор по детскому фитнесу и физической культуре; 

— современные  направления и передовые взгляды на различные оздоровительные технологии в области физической культуры и фитнеса для детей  дошкольного и младшего школьного возраста;

—  представление о возможных опасностях, связанных с занятиями физкультурой и фитнесом;

—   факторы, определяющие индивидуальные цели занятий с детьми;

—  роль инструкторов в мотивации детей к активному образу жизни; 

— психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений детей; 

— психолого-педагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой;

— принципы и методы проведения занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

-материально-техническое обеспечение, необходимое для организации занятий по физической культуре и фитнесу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Уметь:

 -использовать накопленные в области оздоровительной физической культуры ценности для воспитания патриотизма и любви к Отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях;

-определять уровень мотивации и готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-оздоровительную деятельность;

-определять общие и конкретные цели и задачи занимающихся в сфере  гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования; 

-планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ, а также климатических, региональных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;

— грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

-использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической  подготовленности, состояния здоровья, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам;

-использовать разнообразные, в том числе современные, технические средства и инвентарь для повышения эффективности занятий;

-определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития;

-использовать методы педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся;

-определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;

-использовать информацию психолого-педагогических, медико-биологических методов контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить коррективы в процесс занятий;

-владеть приемами помощи и страховки, осуществлять профилактику травматизма и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий;

-пользоваться справочной и специальной научно-методической литературой.

Владеть:

-методами определения способностей и уровня готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельность;

-приемами определения общих и конкретных целей и задач в сфере оздоровительной физической культуры; 

— подбором различных  форм занятий физической культурой и фитнесом  в целях   поддержания здоровья и дальнейшего оздоровления  занимающихся;

-актуальными приемами обучения и воспитания, разнообразными формами занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;

-приемами использования технических средств и инвентаря для повышения эффективности физкультурно-оздоровительных  занятий;

-методами диагностики функционального состояния, физического развития и уровня подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития;

-методами педагогической и психологической диагностики, изучения коллектива и индивидуальных особенностей занимающихся;

-приемами и средствами профилактики травматизма, оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

-методами использования справочной и специальной научно-методической литературы;

-различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

-способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды учреждения, региона, области, страны.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет  36 учебных  часов. Из них на лекционные, аудиторные практические занятия  выделяется   30     учебных часа и на самостоятельную работу 6 учебных часа. 


№ п/п

Наименование разделов и тем  курса

Всего (часов)
Аудитор-ные занятия (час)
Самостоятельная работа
В том числе
лекциипрак-тичные заня-тия
1.Раздел 1.  Общие основы теории и методики занятий физической культурой и фитнесом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
642
1.1.Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста и их учет в методике физического воспитания;
21
1.2.Характеристика средств и методов физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста421

 Раздел  2. Освоение практических умений и навыков проведения занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста30
264
2.1.Общеразвивающие гимнастические упражнения 

4
2.2.Гимнастические упражнения с малым оборудованием (скакалкой, мячами, палками и пр).

41
2.3.Акробатические упражнения 

4
2.4.Подвижные игры с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
24
2.5.Ритмическая гимнастика и танец
241
2.6.Обучение базовым элементам классической аэробики
441
2.2.Использование йоги для физического развития детей младшего и8
21

Итого364266

2.2. Содержание дисциплины

Раздел 1Общие основы теории и методики занятий физической культурой и фитнесом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста и их учет в методике физического воспитания.

Функции различных органов и систем. Развитие скелета, рост мышечная масса туловища. Годовые прибавки роста и веса тела. Формирование изгибов позвоночного столба, которые приобретают стойкие признаки уже к 6-7 годам, и  других структурных основ осанки.

 Интенсивное развитие интеллекта, улучшение памяти, совершенствование речи, потребность в общении с другими детьми. Реорганизация системы физического воспитания детей — актуальная проблема современности. Проблема гиподинамии в детском возрасте. Развитие  физических качеств: силы, ловкости, координации движений. Взаимосвязь умственного и физического развития.

  1. Характеристика средств и методов физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Двигательная активность и энерготраты у детей. Социально организованная двигательная активность. Двигательная активность и физическая подготовленность. Факторы, влияющие на двигательную активность детей. Биологические факторы. Физические факторы внешней среды. Вопросы безопасности при занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Мотивация детей к регулярным занятиям физической культурой и фитнесом. Реализация принципа преемственности. Психическая структура телесности — единственная структура психики, которая полноценно функционирует в возрасте от пяти до десяти лет. Креативность и физическое воспитание. Роль музыки в физическом воспитании детей.

Самостоятельная работа

Работа с литературными источниками, Интернет ресурсами.

Раздел  2. Освоение практических умений и навыков проведения занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения 

Практические занятия

Простейшие виды построений. Ходьба на месте.  Руки на пояс, руки за голову, руки вверх, руки в стороны. Ходьба на полупальцах. Легкий бег на месте.  Прыжки ноги врозь, ноги скрестно с продвижением вперед через лежащую на полу скакалку. небольшой прыжок вверх после полуприседа.

Переходим к серии прыжков. Выполни десять прыжков вверх.

Самое сложное задание – три прыжка на месте, на четвертый —   поворот на девяносто градусов направо Положения рук в основных плоскостях. Маховые, волнообразные движения руками. Суставная гимнастика для рук и плечевого пояса. Приседания с различной амплитудой, подскоки в приседе, выпады, ходьба высоко поднимая колени, махи ногами. Наклоны вперед, назад, в стороны. Упражнения для мышц живота и спины. Упражнения на растягивание в седе. Специальные упражнения для воспитания правильной осанки. Упражнения на равновесие.

Самостоятельная работа

Работа с литературными источниками и Интернетом

2.2. Гимнастические упражнения с малым оборудованием 

Практические занятия

Упражнения со скакалкой: махи, круговые движения в различных плоскостях, перешагивание через скакалку, прыжки через скакалку с вращением вперед, вращение скакалки в парах. Подскоки на двух ногах с вращением скакалки вперед и промежуточным движением. Разновидности подскоков на двух ногах: «Слалом» – сочетание 1 обычного подскока и 1 промежуточного, который выполняется с небольшим продвижением вправо или влево. Более сложная форма «слалома» – скачки вправо – влево без промежуточного подскока. Обязательно выполняется как правой, так и левой рукой. Одновременно осуществляется и подготовка к работе с длинной скакалкой – вращение скакалки в парах с подсчетом и под музыку. Твист  – сочетание 1 обычного подскока с вращением скакалки и 1 промежуточного с поворотом коленей в небольшом полуприседе вправо, влево. По мере освоения твист исполняется без промежуточного подскока. Скачки с ноги на ногу. Простейшая форма – скачки с ноги на ногу с небольшим сгибанием ног назад, которые выполняются на месте, с продвижением вперед – назад, а также с вращением назад – вперед. 

Упражнения с мячом: перекаты мяча в положении седа вперед, назад, отбивы, упражнения для мышц живота и спины с мячом, передачи мяча из руки в руку, с партнером. Упражнения  с малым мячам  («ежик»): упражнения по типу массажа рук, ног, перекаты в ладонях, передачи под ногами во время ходьбы, ходьба высоко поднимая колени с передачей мяча под коленом. Упражнения с гимнастической палкой: движения руками  в основных плоскостях в широком, узком хвате, наклоны, приседания – палка за спиной, повороты туловища и др. Упражнения на фитболе для мышц брюшного пресса, спины, в упорах, подскоки на мяче и др.

  1. Акробатические упражнения для детей

Практические занятия

Группировка в седе, группировка лежа, из положения лежа группировка в сед, перекаты в группировке, стойка на лопатках, кувырок вперед, мост из положения лежа, шпагаты.

  1. Подвижные игры 

Практические занятия

Игры с детскими игрушками, музыкальные игры, пальчиковые и жестовые игры (рыбки, зонтик, паучок). Подвижные игры  — «Волки и овцы», «День и ночь» ,«Запрещённое движение», «Салки» .

 Игры имитационные (подражательные): лягушата, мишка, зайка и др. Хоровые игры. Подвижные игры с элементами спорта (кегли, футбол и др.). Эстафеты с применением фитнес оборудования для детей. Театр теней.

  1. Ритмическая гимнастика и танец

Практические занятия

   Упражнения для координации, ловкости, развития памяти – пальчиковая гимнастика, гимнастика для мозга. Повороты головы вправо, влево (с приподниманием подбородка ); опуская голову повороты справа – налево и наоборот; полное вращение головы в одну и в др. сторону (плавно ); наклоны головы вперёд и назад (с полуприседом ). Упражнения для рук и плечевого пояса.   Скрестные, маховые движения руками ( с подниманием вверх и опусканием); то же только за телом сзади; вращение рук , согнутых в локтях, кисти прижаты к плечам ( вперёд и назад ); малые круги руками, отведёнными в стороны ; переступание с ноги на ногу на полупальцах, руки от груди с переплетёнными пальцами выпрямить, ладони наружу от себя и вернуть к груди; поочерёдное поднимание плеч (или одновременное ) с поворотами туловища и с полуприседами, с шагами; округляя спину, подать плечи вперёд  выпрямляясь , отвести плечи назад ; стоя руки в стороны – потянуться в одну сторону рукой и туловищем ( как будто кто-то тянет за руку ), потом в др. сторону. Упражнения для туловища:   движения таза вправо и влево (на месте, с шагами , с полуприседом ); повороты туловища; наклоны вперёд, наклоны в стороны (на месте, с шагами ), руки внизу или вверху , вместе или за головой;  упражнение «мельница» ( повороты туловища в наклоне вперёд с махами прямыми руками , касаясь пола то одной , то др. рукой ). Упражнения для ног: в полуприседе переводить колени вправо и влево; круговые вращения двумя коленями. Упражнения в партере (для мышц туловища и ног): сидя, ноги согнуты в коленях, стоят на полу на полупальцах, положить ноги в одну, затем в др. сторону до касания пола, поочередное сгибание-разгибание ног, «лодочка», «канкан»и др. 

Танцевальные упражнения. Уроки классического танца .Экзерсис у станка. Отработка устойчивости, развитие выворотности ног, их силы, эластичности суставно-связочного аппарата,  постановка корпуса, ног, рук, головы, позиций и поз классического танца, развитие танцевальной гибкости и координации, обеспечение согласованности музыки с конкретным заданием. Экзерсис в центре зала — воспитание чувства позы и музыкальности. 

Простейшие элементы современных танцев. Танцы в стиле диско. Движения и соединения детских мюзикл – «Буратино», «Красавица и чудовище». 

2.6.Базовые элементы классической аэробики

Практические занятия

Обучение детей основным шагам, скачкам и подскокам классической аэробики, а именно: ви-степу; джампинг-джеку (прыжкам ноги врозь – ноги вместе,бокс-степу (кросс-степу); мамбо; реверс-степу; приставному шагу; выставлению ноги на носок; грейпвайну; переходу с ноги на ногу; поворотам кругом и др. Классическая аэробика с мячом или мягкой игрушкой: передачи из одной руки в другую – перед собой за спиной, под ногой, партнеру; броски и ловля после удара о пол; броски и ловля – двумя руками, одной рукой; перекаты по полу, по телу и др. в сочетании с движениями классической аэробики.

  1. Использование йоги для физического развития детей

                                Практические занятия

Техника выполнения основных асан: поза «пальма», собака головой вниз (адхо-мукха шванасана), собака мордой вверх (урдва мукха шванасана, наклон вперёд стоя (уттанасана, падангуштасана),  лякушка (мандукасана), наклон в стойке ноги врозь (прасарита падоттанасана), наклон вперёд сидя (пашчимоттанасана), лук (дханурасана),  поза  героя (вирабхадрасана 1, 2, 3, 4), поза бабочки (бадха-конасана), поза «треугольник» (триконасана),  «лодочка» (навасана),  кузнечик (шалабхасана), поза «верблюда» (уштрасана), поза «Плуг» (халасана). Поза посоха (Дандасана), Поза широкого угла (Упавишта Конасана). Последовательность с захватом большого пальца ноги лежа (Супта падангуштасана). Коленопреклонная поза в сторону с прямыми ногами. Упражнения в парах, группой. Игровой метод обучения йоги в стихах.

          Типы дыхания: брюшное, грудное, верхнее. Роль дыхательных упражнений в йоге. Ритм дыхания и движения. 

Самостоятельная работа

            Работа с литературными источниками. Подготовить презентацию по данному разделу.

  1. Вопросы для самоподготовки
  1. Укажите сенситивные периоды для развития силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости у детей. 
  2. Укажите различия в развитии физических качеств мальчиков и девочек в возрасте 6-10 лет.
  3. Специфика проведения занятий классической аэробикой с детьми  9-10 лет.
  4. Какие правила следует соблюдать при проведении аэробики с детьми 6-8 лет?
  5. Организационные формы проведения занятий ритмической гимнастикой.
  6. Применяются ли силовые упражнения в программе фитнеса и аэробики в школе для детей 6-10  лет.
  7. Общая характеристика аэробики со скакалкой.
  8. Какие задачи решаются в фитнес-программах с фитболом?
  9. Что понимается под понятием «креативность»?
  10. Перечислите средства, которые рекомендуют включать в фитнес-программы для детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

4.  Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и профилю подготовки реализация компетентностного подхода, основываясь на традиционных видах аудиторной и внеаудиторной учебной работы, предусматривает широкое использование в учебном процессе образовательных технологий, в активных и интерактивных формах проведения лекционных и практических занятий. В их числе:

— разновидности учебной практики по проведению в составе учебных отделений процесса обучения основным упражнениям и соединениям; 

— использование видеоматериалов для самостоятельного изучения отдельных тем лекционных и практических занятий;

На протяжении изучения дисциплины все разновидности аудиторных занятий реализуются в сочетании с регулярно контролируемой внеаудиторной самостоятельной работы. 

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

Оценка итогового уровня подготовленности слушателей  по дисциплине складывается из оценки посещаемости занятий, результатов текущего контроля пройденных тем, устного опроса. 

Зачет по окончании обучения проводится в форме защиты реферата или сдачи полного конспекта урока по одной из тем дисциплины:

— урок на основе элементов классической аэробики;

— урок на основе ритмической гимнастики;

— урок на основе танцев;

— урок, используя акробатические и общеразвивающие  гимнастические упражнения;

-урок с малым фитнес оборудованием.

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогических дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин –  М.: Речь, – 2005, –  175 с.
  2. Лисицкая Т.С. Физическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе  / Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 95с.
  3. Лисицкая Т.С. Обучение в 1 классе по учебнику «Физическая культура» Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой: программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова . — Москва : АСТ : Астрель, 2012. – 127с. .
  4. Лисицкая Т.С. Обучение во 2 классе по учебнику «Физическая культура» Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой: программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова . — Москва : АСТ : Астрель, 2013. – 127с.
  5. Лисицкая Т.С., Левченкова Т.В. Фитнес-технологии для детей и подростков. – Издательство КноРус 2023. -294 с.
  6. Филлипова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников / С.О.Филипповой. — М: Издательский центр Академия, 2007. – 204 с.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1.Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагигические стратегии и технологии). – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002. – 270 с.

4.Физическая культура от трех до восемнадцати лет: Учебно-методическое пособие // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. Ред. Л.Е. Курнешова – М.: Центр «Школьная книга», 2006. – 272 с. 

5.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

6. «Практические и методические основы кинезотерапии: учебное пособие/Рипа М.Д., Расулов М.М., Кулькова И.В. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 336 с.

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Комплект оборудования спортивного зала для занятий 

— видео-класс с комплектом проекционной аппаратуры;

— коврики;

— фитбол;

— скакалка короткая и длинная;

— кегли;

— мячики среднего и малого размера;

— гимнастические палки;

 — магнитофон.

Т.С. Лисицкая

admin