История фитнеса. Как все начиналось…

Татьяна Лисицкая

Оглавление

Часть 1. Введение

Часть 2. Античная концепция здоровья

Часть 3. Нетрадиционные оздоровительные системы Востока

Часть 4. Ритмико-пластические и танцевальные направления в оздоровительной физической культуре на Западе

Часть 5. Телесно-ориентировочные системы и их влияние на развитие фитнеса

Часть 6. Китайские оздоровительные направления

Часть 7. Йога

Часть 8. Фитнес в США

Часть 9. Первые аэробические системы и их эволюция

Часть 10. Аэробика в 80-х и 90-х годах XX века

Часть 11. Фитнес на современном этапе

Часть 1.

Введение

Понятие «фитнес» прочно вошло в наш лексикон. Все, от бабушек до маленьких детей знают, что заниматься физкультурой — это заниматься фитнесом, а спорт – это когда соревнования, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующих,  повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, это  награды, призы. В фитнесе тоже существуют награды. В первую очередь, это хорошее здоровье, крепкие мускулы и прекрасное настроение. Мне часто приходится читать лекции о фитнесе, здоровом образе жизни, выступать на различных форумах, конференциях, и обычно меня спрашивают: «а что же все-таки означает фитнес, аэробика и  откуда они взялись?» История этого явления современного общества поможет нам понять, что же такое фитнес, аэробика и с «чем их едят».

Прежде, чем перейти к историческим аспектам такого явления как фитнес, проанализируем основные понятия в этой области.

В нашей стране укоренилось понятие «физическая культура». Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека,  формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и в Америке, со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры».

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования.

Физическое воспитание — часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека. (Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»)

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал.

Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по определению педагога, анатома и врача Петра Францевича Лесгафта) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом значении.

На сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин «en:physical culture» вообще отсутствует в научном лексиконе. В зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др.

Фитнес, по определению самого репрезентативного словаря спортивных и медицинских терминов — Оксфордовского словаря, включает в себя не только хорошую физическую кондицию, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не “работает” один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления с позиций здорового образа жизни. Сегодня фитнес – это увлекательные и полезные занятия физическими упражнениями  для людей различного возраста. Наиболее популярной формой оздоровительной тренировки в клубах являются групповые занятия аэробикой, которая стала частью фитнеса, йогой, силовыми тренировками, тренинг на тренажерах, аквафитнес, восточными видами единоборства, танцевальными направлениями и пр. Все большей популярностью в фитнес-клубах и спортивно-оздоровительных центрах пользуются направления по видам спорта – «спорт для всех»: теннис, волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон и др. Бурно развивается такое направление как персональные тренировки: самостоятельные; а также с виртуальным или конкретным мастером-тренером в online; фитнес дома (www.jv.ru); фитнес в офисе; на воздухе (outdoor fitness). К outdoor фитнесу относится пешеходный туризм во всех его разновидностях (хайкинг, трэккинг и кэмпинг), позволяющий ощутить единение с природой и даже получить своеобразное удовольствие от традиционных туристических поездок.  Так  недавно в Риме я наблюдала группу относительно «возрастных туристов», видно любителей оздоровительно бега, которые обозревали прелести этого замечательного города, чередуя быструю ходьбу с джоггингом.

По настоящему, открытием века стал так называемый «скандинавский спорт» (Nordic Sports). Еще недавно люди с «лыжными» палками, энергично передвигающиеся по скверам паркам, вызывали удивление и улыбки иностранцев. Но всего за несколько лет «скандинавская ходьба» стала пользоваться огромной популярностью далеко за пределами Северной Европы. Это  дозированная ходьба, бег, подскоки с модифицированными лыжными палками. Палки легко превращаются в гимнастический «тренажер» и  с ними можно делать различные гимнастические общеразвивающие упражнения. Вскоре к ходьбе добавились ролики, атрибутом которых также являются специальные палки.

Специалисты всерьез заговорили о таком явлении,  как «уличный спорт», несущий молодежную субкультуру – скейтборды, соксы, фингерборды и т.д.

Таким образом, все, что связано с нашим понятием физическая культура вместилось в понятие «фитнес» (fitness) и спорт.  И даже бывший институт физической культуры (ГЦОЛИФК) в настоящее время именуется Российским Государственным университетом физической культуры, спорта, молодежи и туризма». Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт».

В последнее время принято говорить о двух направления в области оздоровительного фитнеса: европейской (сейчас все чаще говорят о евро-американской) и восточной.  В основе различий систем физической культуры Востока и Запада лежат различия менталитета, философии, национальные особенности, которые выразились и в области физических упражнений. В программах фитнеса, разработанных в рамках европейской культуры и культуры Востока, используются различные механизмы управления движениями.  Истоками западного искусства движения являлись, танцы, пришедшие к нам из ритуала, из психофизического опыта архаического человека познавать свою сущность и лечить себя и своих соплеменников, а также рациональный функциональный подход (физические упражнения направлены на улучшение фигуры и функционирования сердечнососэудистой системы). Принципиальным в европейской системе является эстетика тела, которой так тщательно уделяли внимание и прорабатывали в Древней Греции и Риме. В этом легко убедиться, если вы обратитесь к скульптуре Древней Греции и Рима.

Искусство движения на Востоке (популярная сейчас китайская система оздоровительной тренировки – ушу с ее разновидностями, так же как и система другой восточной физической культуры – йоги) —  это философия, целая система древнейших заповедей. Это наука о жизни в единстве с природой. Любая восточная система физических упражнений в той или иной степени связана с медитацией. Восток щедро делится своими сокровищами, важно с умом распоряжаться ими, учитывая иной менталитет европейцев, американцев и людей другой национальности, а не механически переносить лишь внешнюю форму движений.

По мнению известного психолога, педагога и актера В.Н. Никитина (2000) преподавание в дошкольных, школьных и высших учебных заведениях курса физической культуры, как правило, построено на формировании неосознаваемых навыках управления телом, в основном задействующих в работе крупные группы мышц. Психологический аспект, как необходимая составляющая процесса формирования целостного представления человека о своем теле и его функциях, в рамках современного образования остается вне должного внимания специалистов по физическому воспитанию.

В связи с изложенным, растет важность углубленного ретроспективного  анализа гимнастических, ритмико-пластических и танцевальных форм в оздоровительной тренировки и инновационные формы ее на современном этапе, которые легли в основу современного фитнеса. И начнем с понятия «здоровья», что являлось и является важнейшей ценностью человеческого существования.

Татьяна Лисицкая

admin