Монография «Общеразвивающая и оздоровительная гимнастика. Теория и методика обучения»
Важное место в монографии «Общеразвивающая и оздоровительная гимнастика. Теория и методика обучения» занимают материалы, посвященные взаимовлиянию западных и восточных форм гимнастики и процессу обогащения традиционных оздоровительных видов фитнес-гимнастики, их ментально и телесно-ориентированными формами, которые прочно вошли в оздоровительный и реабилитационный современный фитнес.
В основе различий систем физической культуры Востока и Запада лежат различия менталитета, философии, национальных особенностей. В программах фитнеса, разработанных в рамках европейских культурных традиций и наследие Востока, используются весьма различные механизмы управления психофизическим состоянием человека.
Исходной базой западной концепции движения, взятой в ее оздоровительном и эстетическом значении, являются танец, естественная пластика тела, пришедшая к нам из ритуала, из психофизического опыта архаического человека, стремившегося познать свою телесную сущность, красоту и пользу движения, способного физически и духовно развивать, лечить себя и своих соплеменников. Принципиальным в европейской системе является соматическая направленность и эстетика тела, которой в Европе так много уделялось внимание еще со времен античности.
В противовес этому, восточные системы физических упражнений, впитавшие в себя тысячелетние обычаи, опыт многих поколений, ориентированы в значительной степени на скрытые ментальные, психофизические резервы человека.
Популярные сейчас в нашей стране, в Европе и Новом свете китайская система оздоровительной тренировки ушу, так же как и различные направления йоги – лишь части грандиозной философской системы древнейших восточных заповедей, наука о жизни в единстве с природой.
Восток щедро делится этими своими сокровищами, но важно уметь разумно распоряжаться ими в условиях других культурных традиций, не пытаясь лишь механически переносить внешние формы восточной гимнастики на западную почву. И в этом направлении уже сделаны важные шаги.
В середине 80-х годов прошлого столетия в нашей стране и за рубежом стали создаваться и популяризироваться различные оздоровительные виды гимнастики, базирующиеся на восточных принципах. Так, возникли релаксационная гимнастика на базе китайских систем тайцзицюань и цигун (Музруков, 1988; Джавэн Мао, 2001); программа Комплексные упражнения пружинящей ноги на основе гимнастики ушу (1993); релаксационная гимнастика, разработанная группой специалистов под руководством доктора Чугунова (1985) и др. Некоторые из этих систем носят комбинированный характер, удачно сочетая в себе принципы Востока и Запада. Это, например, система оздоровления с помощью физических упражнений и ароматерапии, релаксации и аутогенной тренировки, созданная Динейкой (1987). Особой популярностью пользуется система Пилатеса, использующая элементы йоги и лечебной физкультуры в фитнесе (Kries J.,2001; Searle S., Meeus C., 2004).
Тем не менее, базовые восточные системы практически неисчерпаемы и требуют все более глубокого изучения и осмысления. В настоящее время назрела необходимость более детального, дифференцированного рассмотрения общеразвивающих и общеоздоровительных систем гимнастических упражнений, в особенности упражнений фитнеса, имеющих тяготение к так называемым ментальным и телесно-ориентированным направлениям.
В последние годы особое внимание стало уделяться балансу между телом и разумом, психическим и социальным равновесием, которого можно достичь сочетанием физической и ментальной тренировки, т.е. осознанным выполнением каждого движения, полным контролем над телом в процессе выполнения упражнений. Целью многих тренировочных программ стали здравый смысл и отношение к себе через последовательное изучение своего организма, достижение согласия с самим собой посредством оптимального сочетания физической и умственной деятельности. Эти программы получили название ”Mind Body” (Разумное Тело). Термин ”Mind Body” пришел из области телесной терапии, бурное развитие которой отмечалось в 40-50 г.г. прошлого века.
В монографии подробно рассматривается авторские концепции и школы ментального фитнеса Фредерика Александера, Рудольфа фон Лабана, Джозефа Пилатеса, Вильгельма Райха, Кэллан Пинкней и др. А также психосоматическая, энергетическая, антистрессовая и миофасциальная гимнастика. Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительному направлению йоги. Большое внимание уделяется танцевальному направлению фитнеса: джаз-модерн, зумба, батука, танец на шесте, брейк-данс и др. Приводится список литературы, включающий 239 источников.